logo
Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста

2.2 Примеры проведения театрализованных представлений и упражнений и выводы с точки зрения воспитателя

Хорошим примером для того как использовать театральный опыт для развития личностных качеств и коррекции агрессии детей может послужить курс «Творчество» в московской школе №666 под руководством Ю. Колчеева.

Курс «Творчество» нацелен не на то, чтобы научить детей приемам и методам театрального искусства, а на развитие в них личностных качеств, обогащение их духовного мира. Исходя из этого, строится программа курса для различных возрастных групп. Ее можно условно поделить на три раздела: «Гимнастика чувств», «Импровизированный метод существования» и «Драматургические опыты».

Раздел первый рассчитан на младших школьников.

В этот раздел входит большое количество упражнений, которые развивают:

Навыки рабочего состояния (организованность,, коллективность, законченность действий. Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного внимания)

Зрительные восприятия и зрительную память - наблюдательность, воображение, фантазию, ориентацию в пространстве, ассоциативное мышление, действия в условиях вымысла, действия с реальными и вымышленными предметами.

Мышечное внимание - совершенствование мышечно-двигательных восприятий и памяти. Тренинг мысленных действий и темпоритма.

Физическое самочувствие - действие с воображаемым предметом - тренируется логическое мышление, последовательность, завершенность действий, память внутренних восприятий.

Владение техникой речи, дыхания, голосом

Способность различать разные подтексты в словесном воздействии

Артистическую смелость и характерность в индивидуальном занятии. [13]

На начальном году обучения упор делается в основном на развивающие игры и упражнения по разделу «Гимнастика чувств».

Дети вовлекаются в мир фантазии и воображения путем несложных и понятных заданий, чтобы потом перейти к выполнению более утилитарных задач: пластической выразительности движений, работы над развитием речевого аппарата, образностью речи.

Этот этап называется «От пластики к слову».

За этот период дети должны усвоить следующее:

Принципиальную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию), убедиться в полезности наших действий.

Для того, чтобы урок был желанным, поначалу нужно включать в занятие побольше игр, в том числе подвижных, развивающих внимание, наблюдательность, реакцию. Получив роль в будущем спектакле, каждый ребенок должен придумать себе костюм, нарисовать его и изготовить собственными руками.

Упражнения для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления:

«Исходное положение»

Цель - развитие координации движений, мышечной «памяти»

Учитель. Найдите такое положение корпуса и ног, при котором можно мгновенно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательным и готовым к действию. Корпус не напряжен, руки лежат свободно на коленях, ноги вместе. Это рабочее состояние. Встать! Сесть! Легко, без напряжения!

Упражнение Зернышко

Цель - развитие воображения, умение отбирать самые выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении мыслей.

В зернышке, как и в семечке как бы спрятаны различные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает. Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое-либо растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья. Вспомним, как выглядят деревья… Теперь мысленно представьте деревья, которые будете изображать. Представили? Ваше исходное положение - на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время - «расти». На счет «десять» нужно замереть.

В начале урока чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу, используется упражнение Зернышко.

Следующее упражнение из той же серии - «Картина».

Дети представляют, что зеркало сцены - это чистый лист бумаги и им нужно нарисовать картину на заданную тему. Но «рисовать» они ее будут сами собой. Каждый должен придумать, кем он будет, и что будет делать на сцене.

Например, тема: Летом на речке.

Выходит первый ученик и ложится «загорать». Затем появляется «собака» и начинает лакать воду. А вот и «рыбак» с удочкой. Ставится условие: повторять других нельзя, нужно придумать что-либо свое.

Законченную «картину» сообща оценивают все участники занятий.

Это упражнение выполняется как преддверие увлекательного театрального мини-экспромта.

Короткая сказка или отрывок из нее, где действие происходит в одном месте, читается вслух один или два раза, затем распределяются роли и исполнители приглашаются на сцену. Суфлер подсказывает лишь действия героев, а актеры исполняют все, о чем говорит рассказчик. Вот пример такого экспромта:

«Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Похититель, он ищет конюшню, где спит Конь. Ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тихо ржет. Недалеко от него пристроился Воробей, он дремлет, но иногда приоткрывает то один глаз, то другой. На улице, на привязи спит Пес. Деревья раскачиваются и шумят. Похититель пробирается в конюшню и хватает Коня за уздечку. Воробей тревожно зачирикал. Пес залаял. Выбежала Хозяйка, заохала, запричитала. Выскочил Хозяин. Похититель убежал. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес радостно прыгает. Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер летает между деревьями… Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Все успокаивается. Пес ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей, стоя засыпает Конь».

Персонажи - Ветер, Деревья, Похититель, Конь, Воробей, Пес, Хозяйка, Хозяин - как раз на половину класса. От ребят не требуется заучивания текста и в то же время они исполняют роли. Они учатся действовать на виду у всех. И если может появиться чувство дискомфорта на сцене, то продолжающееся действие втягивает их, и они справляются с этим чувством. В такой игре дети зависят от поведения друг друга, слушают, понимают и отвечают товарищу, чувствуют ответственность перед ним, появляется контактность в общении. После такого представления дети стали смелее в своих выступлениях, ярче выражают свои мысли, быстрее собирают свое внимание, стали дружнее. [14]

В таких мини-постановках рождается коллектив класса. Выбирается небольшое и легкое в исполнение произведение, назначается не очень далекий срок показа. Важно, чтобы основу коллектива составляли ученики одного класса. Это позволяет задействовать дружеские отношения одноклассников, ответственность каждого перед классом, да и всегда можно обратиться за помощью непосредственно к классному руководителю.

Следующий спектакль - «Теремок» требовал наличия декораций. Данная проблема была разрешена при помощи применения совместного творчества детей, родителей и преподавателей. Реквизит и декорации изготовили из стульев, на которые крепился каркас из реек, обитый картоном из-под коробок для телевизоров и холодильников. Одноклассники помогали в звуковом и световом оформлении спектакля. Рисовали афишу и программки.

Итогом был праздник, который посмотрели ученики всей школы, студийцы ходили «именинниками». Это позволило им заслужить уважение всей школы и порадовать родителей своими успехами. Пусть спектакль не полностью помог выразить созданные образы, но в целом получилось очень творчески, каждый образ был выполнен порой даже комически, что вызывало смех и одобрительные аплодисменты публики. Главное, чего удалось добиться, это дружеское отношение друг к другу, классная солидарность, уважение к учителю. Также дети испытывали большую благодарность к помогавшим в подготовке декораций и костюмов родителям. В целом спектакль послужил сплочению коллектива класса, снижению общего уровня агрессии учеников между собой и к учителю и родителям.

Учащиеся смогли посмотреть на окружающих с точки зрения сотрудничества, дружбы и солидарности. Немаловажно, что в этом процессе участвовали родители, которые тем самым формировали отношение партнерства между собой и своими детьми.

Кроме подобного опыта театрализованного представления можно сформулировать некоторые правила общения с агрессивным ребенком через ряд игр релаксирующего характера.

«Брыкаши» - ребенок ложится на ковре на спину со свободно раскинутыми ногами. Он начинает сначала медленно брыкаться, касаясь пола попеременно правой и левой ногой. Постепенно скорость и сила действий увеличивается. На каждый удар ногой по полу ребенок говорит: «Нет». И увеличивает интенсивность удара. Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

«Рисую, что хочу» - снимают агрессию и занятия рисованием, но при этом надо дать ребенку полную свободу: пусть сам выбирает подходящие для себя вид и содержание работы, изобразительные материалы, темп рисования. Взрослому не следует «заглядывать через плечо» и высказывать критику или недовольство создаваемым «шедевром», ибо тем самым вы лишите ребенка искренности в самовыражении, заставите испытать чувство стыда и обиды при сравнении с более талантливыми детьми.

Упражнение-игра "Доброе слово"

Цель игры - коррекция нежелательных черт характера поведения детей. Развитие познавательной сферы психики. Снижение психического напряжения.

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие:говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит

Существует много различных вариантов подобных упражнений на мышечную активность и расслабление, используемых в педагогической практике. Их цель - вызвать разрядку напряженного внутреннего состояния, в качестве этого можно использовать просто подвижные игры с мячом или же импровизированный «хоровод», в процессе которого формируется чувство коллективизма, вовлеченности в общее «дело». [15]

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В младшем школьном возрасте довольно сильна потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.