Введение
Затруднения, часто возникающие в обучении, скрытые и явные конфликты в общении,различные формы асоциального поведения - все это свидетельствует о плохом приспособлении ребенка к условиям школьного обучения и является препятствием для развития познавательных процессов в целом.Школьная деятельность объединяет два процесса: собственно обучение (овладение знаниями определенного объема и уровня) и школьную социализацию (включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений), при нарушении которых формируется особая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения,получившей название школьной дезадаптации (К.А. Абульханова, Э.М. Александровская, Б.Н. Алмазов, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь).
Анализируя литературные источники, можно сказать, что в настоящий момент существует большое количество работ, направленных на определение феномена школьной дезадаптации. Изучение различных аспектов проблемы школьной дезадаптации привлекает внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов и других специалистов, однако попытки определения природы возникновения феноменов школьной дезадаптации, а также способы их выделения и структурирования зачастую приводят к возникновению односторонних редукций: общемедицинских, психиатрических, социальных, психологических.
Опираясь на представление о школьной дезадаптации как явлении мультифакторного процесса, следует отметить, что в каждом отдельном случае тот или иной фактор (биологический, личностный, онтогенетический, средовой, педагогический и др.) или их совокупность играет базисную, причинную роль, в то время как остальные оказываются либо пусковыми, либо дополнительными (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов, А.А. Северный).
Наибольшее число исследований феномена школьной дезадаптации относится к начальному периоду обучения. Проблемы школьной дезадаптации этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных (Э.М. Александровская, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, В.И. Лубовский и др.), что, по всей видимости, определяется возможностью более четкого выделения факторов риска, а также вызывающих их причин. К числу проявлений школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте, как правило, относятся затруднения в учебе, а также нарушение школьных норм поведения. Для ребенка младшего школьного возраста в первую очередь это связано со сложностью овладения новым ведущим типом деятельности - учебной деятельностью.
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях у значительной части младших школьников существует проблема школьной дезадаптации, проявляющаяся в нарушениях успеваемости,поведения и межличностных взаимодействий. Адаптация школьников к условиям учебной деятельности органически связана со многими другими проблемами образования. В последнее время произошла смена акцентов в понимании главенствующих факторов дезадаптации: высоко оценивая значимость фактора биопсихологического,проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности.
Цель исследования:
-изучить особенности школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста и факторы влияющие на ее формирование
-выявить методы педагогической работы с детьми с признаками школьной дезадаптации
Объект:дети младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией.
Предмет:особенности школьной дезадаптации.
Задачи:4задачи
1. Изучить понятие школьной дезадаптации
2. Изучить факторы влияющие на развитие школьной дезадаптации
3. Приемы педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с признаками школьной дезадаптации
4. Составить рекомендации,программу помощи детям со школьной дезадаптацией
Методы исследования:
-анализ педагогической, психологической литературы по проблеме школьной дезадаптации
Практическая значимость работы:
-разработана программа по работе с детьми со школьной дезадаптацией.
Структура исследования:курсовая работа состоит из введения,одной глав,заключения,списка литературы, таблица.
- Введение
- ГЛАВА 1.Теоретические основы проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста
- 1.1 Определение понятия школьной дезадаптации.Особенности школьной дезадаптации
- 1.2 Виды и факторы влияющие на развитие школьной дезадаптации.Их классификация
- 1.2.1 Факторы дезадаптации
- 1.2.2 Классификация школьной дезадаптации