1.2 Художественная обработка глины
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий [17,c.73].
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.
Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.
Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений [15c.121].
Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и в школьном кружке, и в домашних условиях [14 ,c.68].
Ручная лепка сохранилась вплоть до изобретения гончарного круга, но и по сей день, не забыты способы и приемы ручной лепки.
При ручном изготовлении керамики используются способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка, способ кругового налепа, способ выбирания глины стеком, способ выбирания глины стеком.
Конструктивный способ - лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают лепку с самой крупной формы. Более мелкие детали присоединяют, легко прижимая и приглаживая.
Пластический способ - лепка из целого куска глины, когда все части вытягиваются из целого куска. Он требует точный движений, хорошего глазомера и хорошего представления о форме и пропорциях предмета.
Комбинированный способ - лепка с применением пластического и конструктивного способов.
Свободная лепка - древнейший способ изготовления керамических изделий: из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки, свистульки, иногда - горшки больших объемов. Выполняют свободную лепку ленточным способом или путем выбирания глины стекой.
Способ кругового налепа (спирального - кольцевой налеп). Сосуды лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы. Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду и выкладываются в виде спирали. И в том и в другом случае жгуты соединяют между собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы [20,c.341].
Способ выбирания глины стеком заключается в том, что комку глины придают форму желаемого сосуда, и с помощью стеки - лопаточки, удаляют материал из горловины. Делают это осторожно, стараясь не деформировать стенки сосуда. Потом обрабатывают горловину сосуда и декорируют изделие.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого концами пальцев, стекой и тряпкой. Продольным движением пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазывают или счищают все неровности. То же можно сделать и слегка увлажненной тряпочкой, если изделие выполняют из глины. Прием заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой. В местах закруглений и соединений различных частей. Выделение ребер осуществляют совокупным приемом оттягивания и заглаживания [7,c.75].
Все существующие приёмы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида - рельефное и гладкое декорирование.
Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье.
К гладкому декорированию относят лощение и морение (черчение), ангобирование, роспись. В одних случаях изделия подвергают декоративной отделке до обжига, в других - после него [23,c.54].
Налеп - Разнообразная фактура обогащает работу из глины, она может быть гладкой или шероховатой в зависимости от композиционного и образного строя работы. Для декорирования нашего изделия мы использовали технику налепного рельефа. Этот метод заключается в изменении поверхности изделия слепленным вручную орнаментом или специальным инструментом. С технической точки зрения при этой работе необходимо соблюдать два правила: во - первых, глиняная пластилина должна быть достаточно плотной и не подвергаться во время сушки и обжига деформации или вспучиванию; во - вторых, дополнительно нанесенный рельеф должен быть легким и невысоким, так как его вес или толщина могут создать проблемы при обжиге. Моделировать следует, пока глина еще достаточно мягкая [6,c.93].
Однако орнамент не следует наносить непосредственно после формировки изделия, а только после того, как глина уже начнет затвердевать.
Наиболее простой метод - это лепка небольших рельефных форм из мягкой глины на поверхности изделия при условии, что его структура не разрушится на стадии затвердевания.
Прорезь - с помощью этой техники можно отделывать изделия, вырезая фигурные отверстия в стенках работы. Визуально сложность исполнения изделия можно оценить по толщине стенок, а также по площади проделанной прорези. После вырезки края искривленного отверстия следует очень тщательно обработать. Необходимо удалить образовавшиеся остатки глины. Разумеется, все это надо проделать после того, как глина окончательно высохнет. Затем края необходимо отполировать с помощью алюминиевой лощилки.
Техника расчесывание. Можно использовать старую расческу с редкими зубьями, зазубренный пластик, или резину, или кухонную принадлежность, которая применяется для нарезки лука. Проведите расческой по слегка сырому верхнему слою, создавая волнообразный узор [21,c.232].
Таким образом, мы пришли к выводу, что при ручном изготовлении керамики используются способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка и т.д. Разнообразная фактура обогащает работу из глины, она может быть гладкой или шероховатой в зависимости от композиционного и образного строя работы. Приёмы декоративной обработки поверхности изделия из глины: ангобирование, роспись лощение и морение Прорезь Техника расчесывание и другие.
Выводы по первой главе
Керамикой называют изделия из обожженной глины. Делать из керамики художественный вещи люди научились много веков назад. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни -- в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.
С древних времён и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве народов мира.
Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовали разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления.
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор.
Интерес к керамике сохранился и в наше время. Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решёток и многими интересными вещами.
Существует довольно много способов ручной лепки, это: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка, способ кругового налепа, способ выбирания глины стеком, способ выбирания глины стеком и.т
Чтобы создавать различные изделия из такого художественного пластичного материала, как глина, нужно знать способы и приемы лепки.
Благодаря своим свойствам глина предоставляет огромные возможности для творчества и самовыражения. Поэтому лепка из глины - один из любимых видов художественного творчества.
Глава 2. Технологии выполнения практической работы «Прощание. Керамика»
2.1 Замысел композиции и последовательность выполнения практической работы из глины
Прежде чем выполнить творческую работу, нужен замысел, идея. Замысел - целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним [18, с.28].
Процесс изготовления керамики «Свадьба» проходил в несколько этапов: Разработка идеи декоративной работы из глины. Выполнение эскиза блюд «Свадьба. Керамика». Подготовка материалов. Технология заготовки глины. Выполнение работы.
Для выполнения работы «Свадьба» из глины мы приобрели следующие материалы: белая глина в виде комочков ( 27 штук), красная глина (2 кг); Небольшой тазик- 1, одна ванная большая; перчатки, доска размером 1.5 м x2 м, толщиной 2 см; тряпки размером 2м x 2.5 м; полиэтилен, свободная гофрированная коробка; стеки, стержни; емкости небольшие для воды, губки.
Прежде чем приступать к изготовлению работы, оборудовала место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, застелила его клеенкой. Перед работой природную глину тщательно подготовила. Для начала глину залила водой и оставила на ночь. Утром глину тщательно размешала мутовкой до получения однородного раствора. Затем дала раствору продолжительное время отстояться. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться. Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Месила глину руками, затем ее хорошо промяла, даже если она была приобретена в магазине в готовом виде продержала 5-6 дней. Так как, в глине содержатся примеси, то после смешивания с водой ее надо очистить. Глина, имела оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промяла и убрала случайно попавшие в нее камушки. Образовавшуюся глиняную массу просеяла через мелкое сито и удалила из нее всевозможные примеси в виде камушков, щепок, былинок и крупных песчинок, отщипывая маленькие кусочки и перетирая их. После этого перелила на 2 тазика, так, как не поместился состав в одну ванную, так, как глина загустела и с тала еще больше. Оставила глиняную массу в тазиках до консистенции жидкой сметаны, закрыв сверху полиэтиленом, чтобы не засохла. Перед лепкой глиняный порошок, так называемый «шамот», помешала так же, как тесто для хлеба, и тщательно перемешивая руками глиняную массу, чтобы быстро сделать более густым. После этого готовую массу уже загустевшую до однородной консистенции сложила по кусочка на деревянную обыкновенную разделочную доску , (на которую застелила сухую чистую тряпку, размером 1.5 м x 2 м), и держала массу пока не высохнет. Держала до такого состояния, пока глина потеряет текучесть. После того как глина приобрела консистенцию густого теста и перестала прилипать к рукам, и ее закрывала полиэтиленовой пленкой или клеенкой до начала лепных работ. Непосредственно перед лепкой, чтобы удалить из вылежавшейся глины пузырьки воздуха и повысить ее однородность, глиняное тесто перебивала и отбивала через сухую чистую тряпку молотком. Эту операцию повторяла несколько раз, после этого положила всю массу по кусочка в мешок , чтобы не высохла до лепного процесса работы.
Лепка блюда. Сначала раскатала круг из глины толщиной 1,5 см. Затем взяла стеклянное блюдо, разложила на него белую х/б ткань, на ткань перенесла готовый круг из глины и вылепила форму блюда.
Лепка общей формы. На блюдо начала налеплять основную общую форму композиции. Из общей формы отщипывала лишние куски глины и придавала детальную форму композиции. Детальная проработка композиции.
Сушка. После детальной проработки, работу оставила высушиться, не закрывая мешочком. Обжиг. Затем работу обжигала в специальной печке. Электрическая лабораторная муфельная печь широкого назначения. Максимальная температура до 950°C. Мощность 1 - 1,5 кВт. Загрузка муфеля объёмом до 10 л. Максимальная температура обжига для нашей работы - 1000°C. Большие температуры используют для фаянса (до 1250°C) и фарфора (до 1420°C). Температуру поднимая постепенно, плавно, не допуская скачков, примерно на 100°C в час. Таким образом в первые два часа температура в печи достигла 300°C и так же плавно поднимали до 500°C. Именно 500°C является критической отметкой - при такой температуре могут потрескаться даже очень хорошо высушенные глиняные изделия. Все так же плавно и постепенно температуру довели до 1000°C. Во время обжига открывали смотровое окошко в печи [16, с.54].
Таким образом, мы пришли к выводу, что процесс изготовления композиции «Свадьба. Керамика» выполняется поэтапно: замысел композиции, выполнение эскиза, заготовка глины, лепка общей формы, детальная проработка, обобщение формы работы, сушка, обжиг работы.
2.2 Рекомендации по организации и проведению кружковых занятий по лепке из глины
Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке - это глина.
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей учащихся. Значение же лепки для развития учащегося огромно. Это - искусство - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает учащийся, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир - маленький, игрушечный, но как настоящий. Техника лепки - самая безыскусная, но при этом самая развивающая
В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
-координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); -возможность создания объемных поделок; -умение планировать работу и доводить ее до конца; - богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат [18, с.28]. Лепка содействует гармоничному развитию личности учащегося, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у учащихся способностей к эстетической деятельности.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества учащихся, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.
Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой.
Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать учащихся аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается [9, с.63].
Конструктивный способ: лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
Пластический или скульптурный: лепка из целого куска, постепенно изменяя его - вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
Комбинированный способ: это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный» [24, с.134].
Также в работе с учащимися можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую) и сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их - придавливать, примазывать, разглаживать. Барельеф - лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);
Горельеф - это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф [15, с.24].
Большое значение для формирования умений и навыков учащихся в лепке имеет осязание учащимися предметов скульптурного искусства. Они узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры. Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для учащихся восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.
В методическом отношении на этих занятиях нужно заботиться не столько о приобретении учащимися каких-то строго определённых умений, сколько о развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого учащегося. Поскольку одна из основных задач кружковых занятий по лепке - развитие творческих способностей учащихся, то необходимо, прежде всего, заботиться о том, чтобы в процессе занятий у них развивались определённые качества личности и ума, а не о том, чтобы дети вылепили какое-то изделие. При лепке народных игрушек, орнаментов, рельефов дети знакомятся с народным творчеством, народными традициями. Творчество народных мастеров воспитывает у учащихся эстетический вкус, формирует духовные потребности. Широкой известностью пользуются дымковская, филимоновская, абашевская, каргопольская игрушки, получившие своё название по тем местам, где их делают [10, с.39]
Учащиеся особенно любят лепить, расписывать, а потом играть с игрушками-свистульками, пышными барышнями, глиняными лошадками, птичками, удивительными козликами с невиданными рожками, матрёшками, собачками, барашками.
Именно в кружке по изготовлению игрушек и поделок из различного материала происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми, широко применяются игры, беседы, экскурсии в природу, пальчиковая терапия, что способствует развитию творческих способностей учащихся. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Таблица 1. Календарно-тематический план кружковых занятий по лепке
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
1 |
Введение. История возникновения керамики |
2 |
|
2 |
Особенности и виды керамических изделий |
2 |
|
3 |
Приспособления материалы, инструменты для выполнения работы из глины |
2 |
|
4 |
Дымковская игрушка. Особенности дымковской игрушки. |
2 |
|
5 |
Выполнение эскиза практической работы |
2 |
|
6 |
Лепка Дымковского коня. |
2 |
|
7 |
Завершение творческой работы. |
2 |
|
8 |
Творческий отчет с подготовкой выставки. |
2 |
|
Всего |
16 |
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что кружковая работа, дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.