logo
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

ВВЕДЕНИЕ

познавательный литературный чтение урок

В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес [19].

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах -- помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».

Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.

Герасимов С.В. писал : «Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес [8; 14-15].

В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес - это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности. О важности освоения учащимися приемов познания говорили многие педагоги и психологи: Белкин Е.Л., Божович Л.И., Коломенских Я.Л., В.А.Сухомлинский и многие другие [34].

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного исследования: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения».

Объект исследования: процесс обучения литературному чтению младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении литературного произведения.

Цель исследования: разработать и апробировать методы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Гипотеза исследования: если интегрировать уроки литературы с другими предметами из этого цикла, например, музыкой, ИЗО, а также историей, то познавательная активность учащихся на уроках чтения повысится.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность».

2. Рассмотреть приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, выступающих как условие успешности обучения.

3. Изучить задачи курса литературного чтения по новым стандартам ФГОС.

4. Апробировать интегрированное обучение как способ активизации познавательной деятельности младших школьников.

Методы исследования:

1) анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;

2) анализ учебных планов и программ по литературному чтению;

3) изучение опыта работы учителей начальных классов;

4) наблюдение за деятельностью учащихся на уроках литературного чтения, русского языка и музыки.

Практическая значимость работы заключается в разработке уроков литературного чтения в 3 классе по системам «Школа России», «Классическая начальная школа» во взаимосвязи с уроками истории, ИЗО, музыки.

Дипломная работа определяется возможностью использования учителями или родителями, учебно-методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности младших школьников, на уроках литературного чтения.

База исследования: МБОУ «СОШ №5» г. Стерлитамака.

Апробация работы проводилась на базе этой школы во время двух педпрактик.

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.