Разработка и использование кружка "Моделирование и конструирование одежды" в школе

дипломная работа

1.1 История возникновения кружковой работы

Внимательного рассмотрения заслуживают вопросы практики, организации и методики трудового обучения в общеобразовательной школе. В конце 90-х годов 19 века параллельно общеобразовательным классам существовали так называемые ремесленные классы (кружки). Открытие их было обусловлено требованиями различных сообществ, земств, заинтересованных в развитии ремесленной промышленности. Обучение в них велось самым различным ремеслам: столярному, сапожному, слесарному, ткацкому, портняжному и другим в зависимости от местных условий[6].

Целью их была выработка профессиональных умений и навыков, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, а в общеобразовательных классах - общее развитие ребенка. Обучение ремеслам осуществлялось, как правило, мастером-ремесленником, не имевшим педагогического образования, без общепринятых программ, а для общеобразовательных классов по тщательно разработанным, дидактически обусловленным программам и обязательно учителем, подготовленным в педагогическом учебном заведении или специальных курсах. Надо отметить, что занятия в кружках не являлись обязательными для всех учащихся. Они проводились в свободное от остальных уроков время в специально оборудованном классе. Желающие делились на группы по 10-15 человек в зависимости от количества рабочих мест и уровня подготовленности. Обычно в школе набиралось по 2-3 такие группы, каждая из которых занималась по 4-6 часов в неделю. Обучение велось индивидуально с учетом начальной подготовки и способностей учащихся.

В1915 г. были опубликованы программы по кружковой работе, разработанные в ходе подготовки реформы школы. В основу их был положен принцип последовательного освоения различных приемов обработки материалов, а подбор изделий осуществлялся с учетом интересов и возможностей учащихся, условий данной местности. Учителю рекомендовалось не жалеть времени на предварительные объяснения, с тем, чтобы во время практических занятий ученики работали самостоятельно, пользуясь своими конспектами, а его функции сводились бы к контролю и консультированию[7].

Распространение такого вида занятий осложнялось рядом обстоятельств. Многим сторонникам широкого общего образования введение нового занятия ошибочно рассматривалось как попытка профессионализации школы, а адепты объединения общего профессионального образования выражали недовольство.

Сказывались также естественный консерватизм работников просвещения, необходимость существенных затрат на приобретение инструментов и материалов, нехватка квалифицированных преподавателей. Несмотря на это занятие кружковой работой постепенно заняло достойное место в общеобразовательной школе и практикуется в настоящее время[8].

Делись добром ;)