logo
"Параметры в геометрии" для учащихся восьмых классов общеобразовательной школы

3. Отбор содержания, выбор методов и форм проведения факультативных занятий в восьмых классах

Методика проведения факультативных занятий не должна копировать методику обыкновенного урока. Так как в этом случае факультатив превратится в дополнительные занятия по математике.

Специфика факультативных занятий проявляется не в использовании каких-то особых методов обучения, а в нетрадиционном сочетании отбора содержания учебного материала, выборе методов и форм обучения. Состав учащихся на факультативных занятиях позволяет более эффективно использовать эвристический метод обучения, заключающийся в самостоятельном раскрытии учащимися нового содержания.

В методике выделяют психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при отборе содержания учебного материала, методов и форм проведения факультативных занятий по математике.

1 Соотношение факультативных занятий с основным курсом математики.

В методической литературе выделяют факультативы теоретического плана и факультативы, состоящие из большого числа разнородных математических разделов. Первые развивают и существенно дополняют обязательный курс математики в геометрическом, алгебраическом, теоретико-функциональном или комбинаторно-вероятностном направлении, вторые дают более полное, хотя и приближенное, представление о современном состоянии науки математики. Но каждые из них развивают некоторые из идей, понятий, методов, известных школьникам из учебной программы. Отсюда следует, что факультативные занятия необходимо соотносить с основным курсом математики. Это соотношение позволяет добиться большей эффективности, поскольку учащихся не надо вводить в круг основных понятий темы, знакомить с её терминологией и обозначениями. Углублённое изучение тем основного курса даёт возможность для обобщения и систематизации обязательных результатов обучения, позволяет применять их при решении более трудных задач.

2 Целостность содержания и соответствие форм и методов обучения содержанию, целям и задачам обучения.

Факультативный курс не может охватить всех основных направлений современной науки, по этому целостность содержания факультативного курса определяется целями и задачами проведения курса, внутренней взаимосвязью содержания, рассмотрением основных понятий, законов и методов. Это позволяет сосредоточить усилия учащихся в одном направлении, повышает доступность материала, позволяет за небольшой промежуток времени, отведённый на факультативы, добиться большей эффективности и качества обучения.

Специфика факультативов - их необязательность. А потому в работе приходится выбирать наиболее привлекательные формы изложения нового материала, методов проведения занятий: лекции, практические работы, доклады учеников, экскурсии, семинары - дискуссии…

Использование тех или иных методов обучения на факультативных занятиях непосредственно зависит от содержания изучаемого материала. Различное содержание требует применения различных форм и методов обучения. Если учителю надо сообщить учащемуся много понятий и сведений, доказательств теорем - он прибегает к лекциям. Если новый материал содержит факты, которые должны быть известны учащимся, учитель ведёт беседу, а материал, имеющий преимущественно практический характер, можно оформить в систему задач, при решении которых используются проблемный или поисковый методы обучения.

3 Соответствие содержания воспитательным и развивающим задачам обучения.

Использование исторического материала на факультативных занятиях носит воспитательный и образовательный характер. История развития математики, сведения о жизни и творчестве великих ученых способствуют познавательному, творческому и нравственному развитию учеников.

Занятия носят развивающий характер, если они организованы с широким применением творческих методов обучения - проблемного, исследовательского, эвристического, самостоятельной работы учащихся. Такие занятия поддерживают устойчивый интерес к математике, воспитывают стремление к знаниям, желание не только выучить новый материал, но и самостоятельно исследовать новый.

Факультативный курс "Параметры в геометрии" предусматривает более углубленное решение геометрических задач с параметрами, чем в школьном курсе. Это позволит не только развивать пространственное мышление, но и интерес к устойчивый геометрии, поскольку задачи рассчитаны больше даже не на вычисления или на доказательства, а скорее на воображение и смекалку.

4 соответствие содержания учебно-методическому обеспечению.

Учитель должен иметь всю необходимую научно-популярную литературу и учебные пособия по изучаемому материалу.

Содержание факультатива должно сопровождаться наглядными пособиями и техническими средствами обучения в объёме, достаточным для успешного усвоения материала. Факультативные занятия должны быть интересными и увлекательными для школьников, так как это помогает наиболее просто понять различные идеи и методы математической науки, приемы творческой деятельности.

5.Направленность факультативных занятий по математике в сторону приложения математики.

При изучении всех тем курса необходимо предусмотреть обсуждение того значения, которое они имеют в различных областях науки и производства.

Цель учителя - заинтересовать учащихся своим предметом, научить применять полученные знания на практике, воспитать в них самостоятельность и любознательность.

Рассмотренные особенности отбора содержания форм и методов факультативных занятий, направленных на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, позволили выделить основные этапы составления факультативного курса "параметры в геометрии":

- произвести обзор литературы, в которую бы входили учебно-методические пособия, статьи из научно-популярных журналов, книги по теме факультативного курса;

- отобрать содержание факультативного курса, отвечающее названным особенностям и поставленным целям обучения;

- распределить содержание по занятиям;

- разработать программы каждого занятия с указанием содержания материала, рассматриваемого на занятии, форм и методов проведения занятий, домашнего задания.