1. Литературный обзор
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно несовпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности формирования костно-мышечной системы приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.
В возрасте 6-10 лет наблюдается усложнение в строении синовиальной мембраны, суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны.[1,2 ]
Это возрастное физическое несовершенство усугубляет процесс адаптации младших школьников к сложным и стрессогенным условиям школьной жизни. Как считают психологи и медики, начало школьного обучения - это критический период развития человека, от успешности его прохождения зависит дальнейшая жизнь. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности - учебной. Естественно, что процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.
В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как для этого возрастного периода характерна индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора года. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, ретарданты, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.
У всех первоклассником и многих школьников во втором классе процесс перестраивания ЦНС характеризуется повышенной пластичностью, чувствительностью к внешним эмоциональным воздействиям и поэтому требует больших энергетических затрат, что приводит к напряжению гомеостатических механизмов. В связи с этим в течение учебного года фиксируется неустойчивость функционального состояния организма и высокий риск ухудшения состояния здоровья. Как отмечают специалисты, к концу начальной школы (к 9-10 годам) мозговые процессы стабилизируются, что обеспечивает относительную устойчивость процесса адаптации и улучшения работоспособности школьников в течение всего учебного года.
Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности - это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов, сред которых важнейшее место принадлежит памяти. В младшем школьном возрасте память должна функционировать по принципу опосредования конкретными смысловыми значениями учебной или практической задачи, а не на основе непосредственного эмоционального или механического запоминания как это свойственно детям дошкольного возраста даже в условиях подготовки к школе.
У младших школьников кора больших полушарий специализирована и более дифференцированно, чем у старших дошкольников участвует в осуществлении различных зрительных операций. За период обучения в начальной школе кортикальные структуры зрительной системы претерпевают значительные изменения за счет подключения к ним активности ассоциативных зон коры. Расширение кортикальных полей, вовлеченных в анализ зрительной информации к концу обучения в начальной школе, обеспечивает протекание более сложных операций, включающих сличение со следами в памяти и определение эмоциональной и субъективной значимости внешних стимулов.
Развитие вербального мышления на основе механизмов речевых функций, начало левополушарной специализации и развитие произвольности мышления и поведения приводит к формированию способности ребенка воспринимать и анализировать с помощью вербально-логических процедур скрытые от непосредственного наблюдения свойства объективного мира.[ 4]
1.2 Ведущая деятельность обучаемых младшего школьного возраста
В возрасте 7-10 лет у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. В силу своей переходности младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
Отличие школьного учения от других видов деятельности заключается в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т.е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, с помощью которых происходит полноценное усвоение этих образцов. Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т.е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.
На этой основе в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования: произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, ребенок вынужден направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Таким образом, формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольно запоминания и воспроизведения. В результате они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознание замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т.е. требует внутреннего плана действий. Произвольность психических функций и внутренний план действий - это проявления способности ребенка к самоорганизации своей деятельности.
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, с взрослыми, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешенны, чем у детей - дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением[3].
1.3 Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности - все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю.
Конечно, моральное развитие и воспитание ребенка начинается задолго до поступления в школу. Но только в школе он становится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в общественных местах, которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Моральные понятия и суждения заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. Моральные суждения обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей. Сказываются и умение анализировать опыт других людей, и значительно большее влияние художественной литературы, детских кинофильмов.
Возрастная особенность детей младшего школьного возраста - это общая недостаточность воли. Младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он еще не умеет всесторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями, препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости[9].
Гипотеза: предполагается, что на психическое и физическое развитие учащихся первого класса (детей 7-8 лет) в значительной степени влияет адаптация к новым условиям познавательной деятельности.
2. Методики исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является исследование особенностей физического и психического развития детей 7-8 лет, обучаемых в общеобразовательном учреждении. Задачи исследования:
1. Исследовать физическое развитие учеников с помощью антропомотрических показателей;
2. Исследовать особенности психического развития учеников (память, объем внимания);
3. Исследовать личностные особенности (мотивы к учению, волевую регуляцию) учеников;
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в Государственной Общеобразовательной школе №453 Выборгского района в период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года. Исследование включало три этапа:
1. Организационный (формулирование целей, задач, гипотез исследования, проведение теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме, предварительная договоренность с администрацией школы по поводу проведения исследования).
2. Опытно-экспериментальный этап (отбор психодиагностических методик для обследования особенностей познавательных процессов и личностных особенностей), проведение диагностического обследования младших школьников, обработка полученных данных).
3. Обобщающий этап (интерпретация полученных данных, написание выводов и заключения).
Условия проведения исследования - учебный класс (отдельное помещение). Время работы с детьми строго ограничено школьным расписанием, а также необходимостью обследовать когнитивную сферу детей только в утренние и дневные часы. При появлении признаков усталости, обследование прекращалось и переносилось на другое время. Отношение обследуемых к тестированию - в большинстве случаев положительное, дети легко шли на контакт, проявляли инициативу и интерес к обследованию.
2.3 Общая характеристика обследованных лиц
Группа обследуемых состояла из учеников 1-го класса общеобразовательной школы №453 Выборгского района города Санкт - Петербурга. Всего из 25 человек, в возрасте 7-8 лет.
На момент проведения обследования все дети по заключению мед. работников школы были здоровы и допущены к занятиям.
2.4 Методики исследования
В работе были использованы следующие методики исследования:
1. Антропометрические исследования (масса тела, рост, окружность грудной клетки, окружность головы). Для определения массы тела обследуемых применялись напольные весы марки POLARIS PWS 1515 D (с точностью до 100 грамм). Для измерения роста использовался школьный ростомер TANITA HR-02. Для измерения окружности грудной клетки и головы использовался обычный сантиметр.
2. Психологические методики исследования.
Для определения уровня развития кратковременной слуховой памяти использовалась методика "10 слов" М. Лурия. Назначение методики - Определение объема слухового запоминания словесного материала.
Стимульный материал - Набор из 10 слов.
Гора, звезда, окно, булка, ручка, мыло, весна, очки, книга, белка.
Инструкция "Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить".
Процедура обследования - Слова произносятся в медленном темпе однократно и отчетливо (приблизительно одно слово в секунду). Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Обработка - За каждой правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно - окна).
Оценка результатов:
1 Уровень - 10 правильных названий (баллов)
2 уровень - 9 - 8
3 уровень - 7 - 6
4 уровень - 5 - 4
5 уровень - 3 и менее баллов
Протокол обследования
слово |
воспроизведение |
|
гора |
||
звезда |
||
окно |
||
булка |
||
ручка |
||
мыло |
||
весна |
||
очки |
||
белка |
||
книга |
Уровень выполнения задания ___
Уровневые значения - выделяются пять уровней развития ребенка:
1 уровень - очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
2 уровень - высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
3 уровень - средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
4 уровень - низкий уровень, уровень риска;
5 уровень - очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Интерпретация результатов -
1 уровень - отражает объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
2 уровень - отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
3 уровень - отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
4 уровень - отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.
5 уровень - отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено[2].
Для определения объема внимания использовалась методика "Запомни и расставь точки".[5]
Назначение: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Стимульный материал: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которых нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".
Фиксируемые параметры: T - время выполнения; N - количество правильно воспроизведенных точек.
Объем внимания оценивается по 10-бальной системе:
Баллы |
Воспроизведенные точки |
|
10 |
6 и более |
|
8-9 |
4-5 |
|
6-7 |
3-4 |
|
4-5 |
2-3 |
|
0-3 |
1 |
Нормативы:
Баллы |
Уровень развития объема внимания |
|
10 |
Очень высокий |
|
8-9 |
Высокий |
|
6-7 |
Средний |
|
4-5 |
Низкий |
|
0-3 |
Очень низкий |
Для исследования личностных особенностей младших школьников использовались следующие методики:
1) Методика "Мотивация учения" М.Р. Гинзбурга для определения мотивов к учению.
Стимульный материал - Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой - для девочек.
Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в сторону школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской "Школа" (внешний мотив). Рис. 10. 1 - а, 10. 1 - б.
Карта 2. Мальчик (девочка). За партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив) (рис. 10. 2 - а, 10. 2 - б).
Карта 3. На картине двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив) (10.3 - а, 10.3 - б).
Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска "Школа" (мотив взрослости) (рис. 10. 4 -а, 10.4 - б).
Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы) (рис. 10.5 - а, 10.5 - б).
Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив) (10.6 - а, 10.6-б).
Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха). Инструкция - "Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы".
Процедура обследования - Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". При этом на столе ребенка выкладывается карта 1.
Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы". Выкладывается карта 2.
Третий мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карта 3
Четвертый мальчик (девочка) сказал: " Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)". Выкладывается карта 4.
Пятый мальчик (девочка) сказал: "Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться". Выкладывается карта 5.
Шестой мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь". Выкладывается карта 6.
Седьмой мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки". Выкладывается кара 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:
1.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?
3.С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
4. На какой картинке нарисован ты? Почему?
Ответы ребенка записываются в протоколе.
Обработка - Мотив определяется на основе выбора карты.
1 карта - внешний мотив
2 карта - учебный мотив
3 карта - игровой мотив
4 карта - мотив взрослости
5 карта - отрицание мотива учения
6 карта - социальный мотив
7 карта - мотив успеха
Уровневые значения - выделяются пять уровней развития ребенка:
1 уровень - очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
2 уровень - высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
3 уровень - средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
4 уровень - низкий уровень, уровень риска;
5 уровень - очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Интерпретация - Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.
Определяются осознанность мотивов, и выделяется ведущий мотив.
Устойчивость мотива определяется количеством его выбора. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2).
1 уровень - отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: "хочу много знать", "хочу быть грамотным", "хочу знать все" т.п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.
2 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.
3 уровень - отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признает частично.
4 уровень - отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.
5 уровень - отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого- либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли[2].
2) Методика "Раскрашивание кружков" для определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
Стимульный материал - тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10мм (рис. 8),простой мягкий карандаш.
Инструкция - "Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды "стоп".
Процедура - Ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой "стоп".
Обработка - Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:
4 балла - закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления;
3 балла - нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные);
2 балла - нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания;
1 балл - штриховка кружка параллельными линиями.
Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков.
Количество закрашенных кружков
Первичная оценка |
Количество кружков |
Сумма баллов |
|
По 4 балла |
|||
По 3 балла |
|||
По 2 балла |
|||
По 1 баллу |
Оценка результатов:
1 уровень - 60-59 баллов
2 уровень - 58-40 баллов
3 уровень - 39-21 балл
4 уровень - 20-11 баллов
5 уровень - 10 баллов и ниже
Уровневые значения - выделяются пять уровней развития ребенка:
1 уровень - очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
2 уровень - высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
3 уровень - средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
4 уровень - низкий уровень, уровень риска;
5 уровень - очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Интерпретация результатов -
1 уровень - отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.
2 уровень - отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.
3 уровень - отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
4 уровень - отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
5 уровень - отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Ребенок не способен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.
2.5 Статистическая обработка данных
Все данные обрабатывались с помощью программы Microsoft Excel методом определения среднего значения, ошибки среднего значения показателя выборки и проверки достоверности t-критерия Стьюдента.
Метод Стьюдента - это параметрический метод, используемый для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных о популяциях с нормальным распределением и с одинаковой вариантой. Метод Стьюдента различен для независимых и зависимых выборок. Независимые выборки получаются при исследовании двух различных групп испытуемых (в нашем эксперименте это контрольная и опытная группы). В случае независимых выборок для анализа разницы средних применяют формулу
где М1 -- средняя первой выборки; М2 -- средняя второй выборки; s1 -- стандартное отклонение для первой выборки; s2 -- стандартное отклонение для второй выборки; nl и n2 -- число элементов в первой и второй выборках. Теперь осталось лишь найти в таблице значений t величину, соответствующую n-2 степеням свободы, где n -- общее число испытуемых в обеих выборках, и сравнить эту величину с результатом расчета по формуле.
Если наш результат больше, чем значение для уровня достоверности 0,05 (вероятность 5%), найденное в таблице, то можно отбросить нулевую гипотезу (Н0) и принять альтернативную гипотезу (Н1) т.е. считать разницу средних достоверной. К зависимым выборкам относятся, например, результаты одной и той же группы испытуемых до и после воздействия независимой переменной. В нашем случае с помощью статистических методов для зависимых выборок можно проверить гипотезу о достоверности разницы между фоновым уровнем и уровнем после воздействия отдельно для опытной и для контрольной группы. Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:
где d -- разность между результатами в каждой паре; ?d -- сумма этих частных разностей; ?d2 -- сумма квадратов частных разностей. Полученные результаты сверяют с таблицей t, отыскивая в ней значения, соответствующие n-1 степени свободы; n -- это в данном случае число пар данных. Перед тем как использовать формулу, необходимо вычислить для каждой группы частные разности между результатами во всех парах, квадрат каждой из этих разностей, сумму этих разностей и сумму их квадратов.
Если полученный t оказывается ниже критического значения для ? = 0,05, то в принятой системе обозначений это записывается как p > 0,05. Другими словами, вероятность отвергнуть справедливую нулевую гипотезу в этом случае превышает 5%, что не позволяет считать различия статистически значимыми. В случае, когда t превышает критическое значение для ? = 0,05, (но остается меньше критического значения для ? = 0,01), результат записывается как p < 0,05.
3. Результаты исследования
Таблица 3.1 Результаты исследования кратковременной слуховой памяти младших школьников
№ п/п |
имя или код |
возраст, лет, мес. |
Уровни на первый месяц |
Уровни на последний месяц |
|
1 |
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
3 |
3 |
|
2 |
П. Дима |
7л. 2 м. |
5 |
4 |
|
3 |
К. Катя |
7 л.3 м. |
4 |
3 |
|
4 |
К. Оля |
7 л. 2 м. |
4 |
3 |
|
5 |
З. Савелий |
7 л. 2м. |
4 |
3 |
|
6 |
Т. Владимир |
8 л. |
3 |
3 |
|
7 |
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
3 |
2 |
|
8 |
П. Вика |
7 л. 2 м. |
3 |
3 |
|
9 |
Б. Катя |
7л. 11 м. |
3 |
2 |
|
10 |
М. Женя |
7л. 5 м. |
3 |
3 |
|
11 |
С. Саша |
7л. 5 м. |
4 |
3 |
|
12 |
А. Егор |
7 л. 6 м. |
3 |
3 |
|
13 |
А. Аня |
7л. 10м. |
5 |
4 |
|
14 |
Д. Таня |
7л. 8м. |
4 |
3 |
|
15 |
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
4 |
3 |
|
16 |
Ц. Катя |
7л. 4м. |
4 |
3 |
|
17 |
Ш.Леша |
7л.5м |
4 |
3 |
|
18 |
В. Аня |
7л. 5 м. |
3 |
2 |
|
19 |
М. Марина |
7л. 3м. |
4 |
3 |
|
20 |
И. Саша |
7л. 6м. |
3 |
3 |
|
21 |
К. Лена |
7л. 4м. |
4 |
3 |
|
22 |
Н. Тася |
7л. 8м. |
3 |
3 |
|
23 |
С. Диана |
7л. 5 м. |
4 |
3 |
|
24 |
И. Степа |
7л. 3м. |
4 |
3 |
|
25 |
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
3 |
2 |
Из таблицы 3.1 видно, что на начало исследования в группе не выявлено учеников с высокими показателями, отражающими большой объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способностью сохранять информацию при установке на запоминание на первый месяц обследования. Средний уровень на первый месяц обследования, отражающий соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание, выявлен у 11 учащихся этого класса. Низкие показатели, отражающие недостаточный объем произвольной слуховой памяти и способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание выявлены у 12 учеников. В то же время у Ани А. и Димы П. Выявлен очень низкий уровень, что указывает на низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено. К последнему месяцу исследования выявлено 4 ученика с высокими показателями, отражающими большой объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способностью сохранять информацию при установке на запоминание на первый месяц обследования, 19 учеников со средним уровнем, отражающий соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание, 2 ученика с низким уровнем. Отметим, что в последний месяц исследования не выявлено учеников с очень низкими показателями, по сравнению с первым месяцем.
Таблица 3.2.
Первый месяц исследования |
Последний месяц исследования |
||||||
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
||
Среднее |
2,730534631 |
5,228 |
низкий |
3,14383882 |
5,811 |
средний |
|
Станд. Откл |
0,919821091 |
1,449 |
0,74896241 |
1,458 |
Анализ результатов таблицы 3.2 позволяет сделать вывод, что 56% обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкие показатели мнестической деятельности. В процессе урока они не могут воспринимать материал из-за малого объема кратковременной памяти, что говорит о снижении функциональных возможностях нервной системы. Это, в свою очередь, приводит к трудностям обучения в школе. К концу же исследования среднее значение показателей возросло от низкого уровня до среднего уровня, что указывает на соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
Таблица 3.3 Результаты исследования объема внимания младших школьников
№ п/п |
Исследуемая группа |
Первый месяц исследования |
Последний месяц исследования |
|||||
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
|||
1 |
Л. Вячеслав |
3 |
6 |
средний |
4 |
7 |
средний |
|
2 |
П. Дима |
1 |
3 |
очень низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
3 |
К. Катя |
2 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
|
4 |
К. Оля |
2 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
|
5 |
З. Савелий |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
6 |
Т. Владимир |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
|
7 |
М. Кристина |
4 |
7 |
средний |
5 |
9 |
высокий |
|
8 |
П. Вика |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
|
9 |
Б. Катя |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
|
10 |
М. Женя |
4 |
7 |
средний |
4 |
8 |
высокий |
|
11 |
С. Саша |
2 |
4 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
12 |
А. Егор |
4 |
7 |
средний |
4 |
8 |
высокий |
|
13 |
А. Аня |
1 |
3 |
очень низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
14 |
Д. Таня |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
15 |
Ю. Виталик |
3 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
|
16 |
Ц. Катя |
2 |
4 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
17 |
Ш.Леша |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
18 |
В. Аня |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
|
19 |
М. Марина |
3 |
5 |
низкий |
4 |
7 |
средний |
|
20 |
И. Саша |
4 |
7 |
средний |
4 |
7 |
средний |
|
21 |
К. Лена |
3 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
|
22 |
Н. Тася |
4 |
7 |
средний |
4 |
7 |
средний |
|
23 |
С. Диана |
3 |
5 |
низкий |
3 |
6 |
средний |
|
24 |
И. Степа |
2 |
5 |
низкий |
3 |
5 |
низкий |
|
25 |
Б. Катя |
3 |
6 |
средний |
3 |
6 |
средний |
Из таблицы 3.3 мы видим, что на первый месяц обследования высокого уровня объема внимания не выявлено ни у одного ученика из группы. У 11 учащихся выявлен средний уровень объема внимания, у 12 учащихся выявлен низкий объем внимания, у 2 обследуемый выявлен очень низкий уровень объема внимания.
В последний месяц исследования высокий уровень отмечен у 3 обследуемых, средний уровень - у 14 обследуемых, низкий уровень - имеют 8 учащихся. Отметим, что очень низкого уровня, как в первом месяце исследования, не выявлено.
Таблица 3.4.
Показатель |
Первый месяц исследования |
Последний месяц исследования |
|||||
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
Кол-во точек |
Баллы |
Уровень |
||
Среднее значение |
2,790985363 |
5,3121 |
низкий |
3,232 |
5,962 |
средний |
|
Станд. Отклонение |
0,938353562 |
1,4646 |
0,835 |
1,582 |
Анализ результатов таблицы 3.4 позволяет сделать вывод, что большая часть обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкий объем внимания, что способствует низкой успеваемости в школе, трудностям при обучении, низкой концентрации на предмете изучения. К концу исследования (на последнем месяце) выявлено улучшение показателей группы, переход от низкого к среднему уровню показателей объема внимания, что достигается постоянной учебной деятельностью, тренировкой внимания.
Таблица 3.5 Результаты исследования мотивов к учению младших школьников на первый месяц обследования
имя или код |
выбор мотива |
|||||||||
возраст |
кто прав |
с кем играть |
с кем учиться |
где нарисован ты |
ведущий |
устойчивость |
не устойчивость |
уровень |
||
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
1 |
2 |
1 |
7 |
1 |
4 |
|||
П. Дима |
7л. 2 м. |
7 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
|||
К. Катя |
7 л.3 м. |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
2 |
|||
К. Оля |
7 л. 2 м. |
6 |
7 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|||
З. Савелий |
7 л. 2м. |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|||
Т. Владимир |
8 л. |
2 |
3 |
2 |
6 |
2 |
3 |
|||
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
П. Вика |
7 л. 2 м. |
2 |
3 |
6 |
4 |
3 |
||||
Б. Катя |
7л. 11 м. |
2 |
6 |
7 |
1 |
3 |
||||
М. Женя |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
4 |
2 |
3 |
||||
С. Саша |
7л. 5 м. |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
2 |
||
А. Егор |
7 л. 6 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
3 |
|||
А. Аня |
7л. 10м. |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
3 |
||
Д. Таня |
7л. 8м. |
6 |
3 |
7 |
6 |
6 |
3 |
|||
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
2 |
2 |
7 |
4 |
2 |
3 |
|||
Ц. Катя |
7л. 4м. |
7 |
3 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3 |
||
Ш.Леша |
7л.5м |
6 |
2 |
4 |
7 |
4 |
||||
В. Аня |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
3 |
|||
М. Марина |
7л. 3м. |
1 |
6 |
7 |
6 |
6 |
3 |
|||
И. Саша |
7л. 6м. |
2 |
6 |
7 |
2 |
2 |
3 |
|||
К. Лена |
7л. 4м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
||
Н. Тася |
7л. 8м. |
7 |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||
С. Диана |
7л. 5 м. |
7 |
3 |
7 |
2 |
2 |
3 |
|||
И. Степа |
7л. 3м. |
4 |
6 |
7 |
1 |
3 |
||||
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
Как видно из таблицы, показатели мотивации на момент первого обследования у исследуемых младших школьников, находятся на уровне, отражающем в основном положительное отношение к обучению. Изучение выбора мотива учения изучаемых младших школьников показало следующие результаты: Учащиеся выбирают - игровой мотив, учебный мотив, социальный мотив, мотив успеха, и мотив взрослости. Редко встречаются мотивы отрицания учения и внешний мотивы. По результатам, представленным в таблице 3, видно, что у 3 учеников сформирована устойчивая высокая мотивация к школьному обучению. Дети положительно относятся к обучению в школе, активно посещают школу. Они осознают специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Имеют отчетливое представление о дисциплине, признают авторитет учителя. У ребят данной группы преобладает учебный мотив.
У 18 учеников в основном достаточная мотивация к школьному обучению. Среди мотивов обучения преобладают познавательный и мотив получения новых знаний. В тоже время встречается и игровой мотив. Также ими осознаются дисциплинарные требования.
У 4 школьников в основном положительное отношение к обучению, однако, степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей положительно относятся к обучению в школе, осознают специфику обучения и его отличие от игры. В свою очередь низкая степень осознания обучения и неготовность к систематическому школьному обучению у 4 обследованных учащихся может быть вызвана социальной, педагогической запущенностью.
Таблица 3.6 Результаты исследования мотивов к учению младших школьников на последний месяц обследования
имя или код |
выбор мотива |
|||||||||||
возраст |
кто прав |
с кем играть |
с кем учиться |
где нарисован ты |
ведущий |
устойчивость |
не устойчивость |
уровень |
||||
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
1 |
2 |
1 |
7 |
1 |
4 |
|||||
П. Дима |
7л. 2 м. |
7 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
|||||
К. Катя |
7 л.3 м. |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
2 |
|||||
К. Оля |
7 л. 2 м. |
6 |
7 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|||||
З. Савелий |
7 л. 2м. |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|||||
Т. Владимир |
8 л. |
2 |
3 |
2 |
6 |
2 |
3 |
|||||
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
П. Вика |
7 л. 2 м. |
2 |
3 |
6 |
4 |
3 |
||||||
Б. Катя |
7л. 11 м. |
2 |
6 |
7 |
1 |
3 |
||||||
М. Женя |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
4 |
2 |
3 |
||||||
С. Саша |
7л. 5 м. |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
2 |
||||
А. Егор |
7 л. 6 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
3 |
||||
А. Аня |
7л. 10м. |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
3 |
||||
Д. Таня |
7л. 8м. |
6 |
3 |
7 |
6 |
6 |
3 |
|||||
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
2 |
2 |
7 |
4 |
2 |
3 |
|||||
Ц. Катя |
7л. 4м. |
7 |
3 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3 |
||||
Ш.Леша |
7л.5м |
6 |
2 |
4 |
7 |
4 |
||||||
В. Аня |
7л. 5 м. |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
3 |
||||
М. Марина |
7л. 3м. |
1 |
6 |
7 |
6 |
6 |
3 |
|||||
И. Саша |
7л. 6м. |
2 |
6 |
7 |
2 |
2 |
3 |
|||||
К. Лена |
7л. 4м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
||||
Н. Тася |
7л. 8м. |
7 |
3 |
2 |
1 |
3 |
||||||
С. Диана |
7л. 5 м. |
7 |
3 |
7 |
2 |
2 |
3 |
|||||
И. Степа |
7л. 3м. |
4 |
6 |
7 |
1 |
3 |
||||||
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
Из таблицы 3.6 мы видим, что показатели практически не изменились. Большинство детей положительно относятся к обучению в школе, осознают специфику обучения и его отличие от игры.
Таблица 3.7 Результаты исследования волевой регуляции в структуре монотонной деятельности младших школьников
№ п/п |
имя или код |
возраст, лет, мес. |
уровневые показатели |
|
саморегуляции |
||||
1 |
Л. Вячеслав |
7 л. 1 м. |
3,0 |
|
2 |
П. Дима |
7л. 2 м. |
4,0 |
|
3 |
К. Катя |
7 л.3 м. |
3,0 |
|
4 |
К. Оля |
7 л. 2 м. |
3,0 |
|
5 |
З. Савелий |
7 л. 2 м. |
4,0 |
|
6 |
Т. Владимир |
8 л. |
3,0 |
|
7 |
М. Кристина |
7 л. 11 м. |
3,0 |
|
8 |
П. Вика |
7 л. 2 м. |
3,0 |
|
9 |
Б. Катя |
7л. 11 м. |
3,0 |
|
10 |
М. Женя |
7л. 5 м. |
4,0 |
|
11 |
С. Саша |
7л. 5 м. |
3,0 |
|
12 |
А. Егор |
7 л. 6 м. |
3,0 |
|
13 |
А. Аня |
7л. 10м. |
3,0 |
|
14 |
Д. Таня |
7л. 8м. |
4,0 |
|
15 |
Ю. Виталик |
7л. 6м. |
4,0 |
|
16 |
Ц. Катя |
7л. 4м. |
3,0 |
|
17 |
Ш.Леша |
7л.5м |
4,0 |
|
18 |
В. Аня |
7л. 5 м. |
3,0 |
|
19 |
М. Марина |
7л. 3м. |
4,0 |
|
20 |
И. Саша |
7л. 6м. |
3,0 |
|
21 |
К. Лена |
7л. 4м. |
3,0 |
|
22 |
Н. Тася |
7л. 8м. |
3,0 |
|
23 |
С. Диана |
7л. 5 м. |
3,0 |
|
24 |
И. Степа |
7л. 3м. |
4,0 |
|
25 |
Б. Катя |
7 л. 7 м. |
3,0 |
Из таблицы 3.7 видно, что показатели на первый месяц исследования учеников находятся в диапазоне оценок ниже среднего уровня, то есть данный показатель отражает не у всех учеников достаточный уровень саморегуляции, при которой учащиеся способны достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы у них может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
У 8 учащихся класса выявлен недостаточный уровень саморегуляции. Они неусидчивы, отвлекаются от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
Таким образом, видно, что у трети учеников имеются нарушения произвольности саморегуляции, выражающиеся в неумении школьников подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности. На последний месяц исследования показатели учеников остаются неизменными. Результаты исследования антропометрии
Таблица 3.8 Антропометрические показатели
Показатели |
на первый месяц |
на последний месяц |
|
Рост, см |
123,0±0,5 |
125,0±0,5 |
|
Вес, кг |
24,3±0,8 |
25,9±0,8 |
|
Окр.гр.клетки, см |
57,8±0,5 |
58,2±0,5 |
|
Окр.головы, см |
52,5±0,5 |
55,4±0,5 |
Из данных таблицы мы видим, что рост учащихся увеличился по сравнению с исходными данными на 2,0±0,5 кг, вес увеличился на 1,6±0,8 кг, окружность грудной клетки на 0,4± 0,5 см, окружность головы на 2,9± 0,5 см., что свидетельствует о хорошем физическом развитии, в соответствии с возрастом учащихся.
Выводы
По результатам наших исследований мы можем сделать следующие выводы:
1. Группа обследуемых детей по антропометрическим показателям развивается в соответствии с возрастными нормами.
2. Психическое развитие. Большая часть обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкий объем внимания, что способствует низкой успеваемости в школе, трудностям при обучении, низкой концентрации на предмете изучения. К концу исследования (на последнем месяце) выявлено улучшение показателей группы, переход от низкого к среднему уровню показателей объема внимания, что достигается постоянной учебной деятельностью, тренировкой внимания.
Из группы 56% обследованных учеников на первый месяц исследования имеют довольно низкие показатели мнестической деятельности. В процессе урока они не могут воспринимать материал из-за малого объема кратковременной памяти, что говорит о снижении функциональных возможностях нервной системы. Это, в свою очередь, приводит к трудностям обучения в школе. К концу же исследования среднее значение показателей возросло от низкого уровня до среднего уровня, что указывает на соответствующий возрасту объем произвольной кратковременной слуховой памяти и способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
3. Личностное развитие. Большинство детей положительно относятся к обучению в школе, осознают специфику обучения и его отличие от игры. В свою очередь низкая степень осознания обучения и неготовность к систематическому школьному обучению у 4 обследованных учащихся может быть вызвана социальной, педагогической запущенностью.
Исследования показателей уровня волевой регуляции учеников находятся в диапазоне оценок ниже среднего уровня, то есть данный показатель отражает не у всех учеников достаточный уровень саморегуляции, при которой учащиеся способны достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы у них может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что на психическое и физическое развитие учащихся первого класса (детей 7-8 лет) в значительной степени влияет адаптация к новым условиям познавательной деятельности. Смена обстановки, новый коллектив в значительной степени влияют на успеваемость в школе.
дети школьный успеваемость психофизиологический
Список литературы
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. заведений/М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2009.-416 с.
2. Виноградова А.Д., Коновалова И.А., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной - СПб.: Речь, 2008.- 48 с.
3. Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. Сада/В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост.Г.М. Лямина.-М.: Просвещение,1984.-288 с.
4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие/ В.Г. Каменская.- М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2010.-288 с.
5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- с.104
6. Петрова Л.И. Дестккая психология. Адаптация ребенка в современном мире/ Л.И. Петрова.-Ростов н/Д.: Феникс,2007.-385 с.
7. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ.образоват.учреждений сред.проф.образования/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов.-7-е изд.,стер.- М.: Издательский центр "Академия",2009.-384с.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.: Речь, 2006.- 384 с.
9. Шпаргалка по психологии.- М.: Издательство "Окей-книга", 2009.- 40 с.
Приложение 1
"Мотивация учения"
Приложение 2
"Раскрашивание кружков"