2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки
Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.
К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.
Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, - гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.
Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.
Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Примерно результаты проверки первичного восприятия сказки у младших школьников можно осуществлять, по приведенной ниже методике оценивая восприятие детьми определенных моментов на стадии их ознакомления или игры со сказкой.
Таблица 1.
Проверка первичного восприятия сказки по определенным критериям
Дети |
Оцениваемые аспекты восприятия |
Общ. балл |
||||||||||||
Восприятие системы образов сказки |
Восприятие сюжетной организации сказки |
Восприятие композиционных особенностей сказки |
Восприятие Языковых формул сказки |
|||||||||||
1. Абрамов Коля |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 |
|
2. Белых Настя |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
34 |
|
3. Есина Настя |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
|
4. Кривоносова Лена |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
25 |
|
5. Купавцев Саша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
|
6. Мазин Витя |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
30 |
|
7. Редникин Коля |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
|
8. Соловьева Маша |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
31 |
|
9. Урюпин Максим |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
23 |
|
10. Филин Сережа |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
25 |
Низкий уровень первичного восприятия = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний уровень первичного восприятия = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий уровень первичного восприятия = 3 баллам = 28-36 баллам
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Глава.1 Сказка как жанр устного народного творчества
- 1.1 Особенности сказки
- 1.2 Классификация сказки и их специфика
- Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой
- 2.1 Значимость сказки. Познавательное значение сказки
- 2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
- 2.2.1 Первичное восприятие сказки
- 2.2.2 Подготовка к первичному восприятию
- 2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки
- 2.2.4 Анализ содержания сказки
- Заключение
- 1.2. Своеобразие русской народной сказки
- Русская народная сказка: общефольклорные традиции и национальное своеобразие
- Герменевтические аспекты русских народных сказок
- Вопрос 24. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.
- 48. Русская народная сказка.
- Лекция №10. Методика работы над сказкой
- 28. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.