logo
Барьеры общения между субъектами образовательного процесса в МДОУ "ЦРР Д/с №67"

Выводы по первой главе

Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности.

Однако как на общероссийском, так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения.

В большой энциклопедии дается следующее определение слову «барьер»: «Барьер (франц. Barriere):

1) Невысокое заграждение, перегородка, препятствующее свободному проходу, проезду;

2) В спорте - препятствие, которое должны преодолеть при состязании всадники, бегуны и т.п.»

Понятие психологического барьера используется для обозначения каких либо психологически обусловленных преград, препятствий, мешающих человеку добиться поставленной цели, выполнить задание или решить проблему. В «Атласе по психологии» [17, стр. 60] дается, например, такое определение: «барьер психологический - мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности, общению с определенным человеком или группой людей».

Под психологическим барьером понимают также и психологическое состояние человека, испытывающего трудности в определенной деятельности или общении.

Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ;

- активное участию родителей в жизни дошкольного учреждения и повышение интереса к развитию и воспитанию своих детей;

- овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- участие родителей в планировании образовательного процесса; изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

- осознание цели деятельности каждым участником процесса;

- четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

- личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

- положительные межличностные отношения.

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

педагог родитель воспитание барьер

Глава II. Состояние проблемы барьеров общения между субъектами образовательного процесса в ДОУ

2.1 Анализ состояния общения барьеров между субъектами образовательного процесса в МДОУ «ЦРР Д/с №67»

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы. [10, c.54]

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.