Авторские школы в России во второй половине XIX века

курсовая работа

3.1 Вклад педагогов-последователей идей Ушинского

Одним из видных земских деятелей по народному образованию был Николай Александрович Корф (1834--1883). Он много сделал по организации земских школ и улучшению учебной и воспитательной работы в них. В 1867 году Корф был избран от земства членом училищного совета Александровского уезда (бывш. Екатеринославской губ.), а затем председателем этого совета. Благодаря его энергии и руководству в Александровском уезде (прежний Александровск, теперь Запорожье) было открыто свыше 40 земских школ. Им был создан тип земской трехлетней школы, занятия в которой велись одним учителем одновременно с учащимися трех классов. Корф разработал подробные планы таких занятий, был крупным методистом по первоначальному обучению. Своими «Отчетами Александровского уезда училищного совета», методическими книгами и статьями, книгой для классного чтения «Наш друг» Корф оказал большое положительное влияние на земские школы и других губерний.

В 1872 году земская деятельность Корфа прекратилась: он был забаллотирован реакционной частью земства, недовольной его либеральной деятельностью по народному образованию.

Одним из крупнейших педагогом начальной школы второй половины XIX века был Николай Федорович Бунаков (1837--1904). Он оказал большое влияние на развитие земской школы, внес значительный вклад в методику начального обучения. Как теоретик-методист русского языка и практический работник начальной школы, он в 70--80-х годах XIX века руководил летними учительскими съездами и курсами в ряде губерний, которые использовал для пропаганды передовых педагогических идей. Бунаков пользовался большой популярностью и любовью среди учителей. Н.Ф. Бунаков был последователем педагогических взглядов Ушинского. Он подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского он усовершенствовал ее.

Его методическая работа «Родной язык, как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом», а также его «Азбука и уроки чтения» пользовались большой известностью среди учителей.

Бунаков был сторонником звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и страстным защитником идеи всеобщего обучения.

С 1884 года Бунаков поселился в своем небольшом имении в селе Петине Воронежской губернии и на свои средства построил здесь начальную школу и сам учил детей. При школе была создана библиотека, которой пользовались и крестьяне, устраивались чтения с демонстрацией «волшебного фонаря», вечера, посвященные русским писателям, работала общеобразовательная школа для взрослых.

Бунаков был организатором одного из первых в России самодеятельных крестьянских театров (1888). Из окончивших Петинскую школу был создан под руководством самого Бунакова драматический кружок, в репертуар которого входили классические русские и иностранные произведения (А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Мольера и других).

За свою демократическую и просветительскую деятельность среди сельского населения Бунаков, как и многие другие видные педагоги-просветители, подвергся репрессиям. По распоряжению министра внутренних дел Бунакову в 1902 году было запрещено заниматься педагогической и просветительской деятельностью; школа и культурно-просветительные учреждения, созданные им, были закрыты полицией, а он сам выслан из Петина в один из уездных городов Воронежской губернии под надзор полиции.

Педагогическая и просветительская деятельность Бунакова является примером самоотверженного служения делу образования и просвещения народа. Большевистская газета «Искра» (1902) высоко оценила прогрессивные взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова.

В 60-е гг. XIX в. с критикой системы образования в России и позитивными идеями выступил Василий Иванович Водовозов (1825-1886). Как и его старшие современники, он отстаивал гуманистическую идею развития целостной» творческой и самостоятельно действующей в мире личности.

В центр своей педагогической концепции он ставил, как и К.Д. Ушинский, принцип наглядности, полагая, что в процессе наглядного обучения учащиеся будут включаться в окружающий их мир как активные деятели и труженики. Педагогические идеи В.И. Водовозова нашли отражение в его «Книге для первоначального чтения в народных школах», которая вводила учащихся в окружающий их мир. Это пособие в 1896 г. вышло 20-м изданием. Свою методику обучения детей В.И. Водовозов изложил в специальной «Книге для учителя».

В годы царствования Александра III (1881-1894) произошло ослабление демократического движения и усилилось влияние правительства на народное образование. Во главе Министерства просвещения был поставлен видный ученый правовед-государственник, с 1880 г. обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). В 1896 г. в «Московском сборнике» он попытался дать ответ на вопрос о том, что же должно представлять собой истинно народное просвещение. По его мнению, до последнего времени просвещением считали известную сумму знаний в объеме школьной программы, составленной кабинетными педагогами. Таким образом, школа оказалась оторванной от жизни. Эта оценка касалась в первую очередь народной школы. По мнению самого К.П. Победоносцева, народная школа должна научить читать, писать, считать, любить Бога, Отечество и почитать родителей. Важно подготовить ребенка к жизни, привить ему любовь к труду. Несоответствие между содержанием обучения и требованиями семьи к его содержанию приводит к тому, полагал К.П. Победоносцев, что народная школа становится чуждой народу.

Идея народности воспитания, и прежде всего выявление особенностей русского воспитания, составляла сердцевину педагогических взглядов Василия Яковлевича Стоюнина (1826- 1888). Критикуя российскую среднюю школу того времени за ее космополитичность, несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, он полагал, что уже в народной школе, обучая детей родной речи, следует учитывать историю и психологию народа, целостную и неповторимую национальную религиозную культуру.

Опора в воспитании на народность, на особенности национального характера, отечественную культуру и традиционный быт, являющийся для российских учеников воспитательной средой, характерна для педагогических воззрений русских философов того времени, таких как B.C. Coловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, К.Л. Леонтьев, В.В. Розанов.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) в ряде своих религиозно-философских произведений - «Смысл любви», «Нравственный смысл жизни», «Идея сверхчеловека», «Философские основы цельного знания» - рассматривал проблему воспитания и самосозидания личности. Он полагал, что цель самосозидания человека не может находиться лишь в плоскости эмпирического мира. Ориентация в деле воспитания на настоящее была бы оправдана, по его мнению, если окружающая нас жизнь была бы гармонична, прекрасна и побуждала к творчеству, иными словами, если бы на земле было «царство Божие». Самосозидание человека есть движение личности к возвышающей в нас человеческое, к гуманной и высшей цели.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) в статье «Грамотность и народность» высказывался против повальной европеизации молодого поколения, стирающей традиционную православную культуру, формирующую русского человека. По его мысли, задача школы, если она действительно хочет служить «всемирной цивилизации», состоит в том, чтобы способствовать максимальному развитию национальной культуры.

Делись добром ;)