logo search
Селевко

9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)

Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется.

Ф.Тютчев

Лобок Александр Михайлович - учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, кандидат философских наук, г. Екатеринбург.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: психогенная + социогенная.

По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: альтернативная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: педоцентрическая.

По преобладающему методу: проблемная, творческая, диалогическая, саморазвивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Целевые ориентации

•  Сформировать авторскую позицию ребенка в культуре.

•  Помочь ребенку обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.

•  Развить потребности самореализации в различных сферах и формах культу ры, прежде всего лингвистике и математике.

•  Сформировать письмо у младшего школьника как авторское самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).

Концептуальные положения

•  Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.

•  Суть образования есть насилие.

•  Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием.

•  Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.

•  Ценность образования в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста «Я»-концепция личности.

Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло, необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.

• Первая проблема, проблема входа в образование - начальная школа.

Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора, логику образования.

• Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии. Начальная школа - это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе, в среднем звене, наступает время формирования собственно понятийных структур.

• Тайна человеческой речи в том, что она не информационна, а поэтична. Принцип вероятности. Под вероятностью понимается

1)       степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0);

2)       фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности).

•  Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат.

•  В учебном процессе (уроке) нельзя предсказать те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой.

•  Утверждение множественности истин.

•  Право ребенка на личностно-индивидуальную траекторию в учебном процессе.

•  Отрицание жесткой плановости урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем.

Вероятностный подход к учебному процессу означает:

1)       искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанное действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями;

2)       ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;

3)       учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики.

Особенности содержания

Содержание образования не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в пространстве культуры.

Основные шаги технологии:

1. Провокация ребенка на высказывание, чтобы достичь речевой активности.

2.      Торможение речевого акта: учитель записывает высказывания ребенка.

3.      Введение стиха: демонстрация тайной поэтики текста - интонационное чтение высказывания как стихотворения (возвышение устной речи до письменной и разбивка ее на паузы строк).

4.      Упражнение: учитель - эхо (возникновение рефлексивного эффекта: ребе нок сам почувствует, как построена речь).

5.      Упражнение: учитель - машина для записи речи ученика. Внутреннее редактирование текста, который диктует ребенок.

6.      Упражнение: ученик идентифицирует записанные учителем строки, слова в строке, начало, середину и конец слов, слогов.

7.Узнавание букв не как бессмысленной абстракции, а как необходимого рабочего инструмента.

8.     Преодоление первого психологического барьера: спонтанное начало чтения.

9.     Преодоление второго психологического барьера: спровоцированное начало письма.

10.     Письмо сразу фразами и сразу свое. Поэтический образ как первая и основная форма авторского самовыражения младшего школьника в письменной речи оказывается фантастически эффективным средством мотивации к письменной речи как таковой.

11.     Школа образа: сочинение стихов без рифмы; критерий - образность (многомерность, объемность, глубина). Свободное поэтическое самовыражение становится нормой для детей.

12.     Используются богатства жизненной информационной среды ребенка, провоцируется потребность обогатить лингвистический багаж.

13.     Чтение сразу стихов (сколь угодно сложных и взрослых, например «Евгений Онегин»).

Только в третьем классе, когда у ребенка уже сформирована писательская и читательская интуиция и способность получать удовольствие от авторского письма и авторского же чтения, начинается исследовательская работа, касающаяся грамматического строения речи: ученик приступает к систематическому освоению различных орфографических и синтаксических моделей. Однако эта работа для него уже не формально-бессмысленная, как это случается в традиционной технологии, а с самого начала выступает как средство расширения и усложнения пространства авторского самовыражения.

Логика усвоения математики может быть названа «понимающей математикой». Главная цель, начиная с первого класса, - формировать структуры математического мышления, а вовсе не вычислительные навыки. Посредством принципиально новых типов задач и графических построений у детей формируются глубинные математические образы - числа, величины, равенства, положительного и отрицательного, а также образы различных арифметических операций.

К середине третьего класса дети способны совершать сложные алгебраические преобразования, показывая высокий уровень математического понимания сути преобразований. И уже с опорой на алгебраические структуры происходит формирование чисто вычислительных навыков.

Особенности организации

•  Обучение детей с различным уровнем готовности к школе.

•  Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событие, урок - акт культуры, урок - текст культуры.

Особенности урока

•  Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций.

•  На уроке ученики обретают уверенность в себе.

•  Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику.

•  Отметки отсутствуют.

•  Атмосфера восприятия ошибки как нормы.

Работа с родителями:

•  диалог с родителями;

•  преодоление негативного отношения к ошибкам;

•  изменение системы ценностей у родителей.

Литература

1. Лобок A.M. Антропология мифа. - М.: Academia, 1996.

2.    Лобок А. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант //Школьные технологии. -1997. - №3.

3.Лобок А. Вероятностное образование // Народное образование. - 1995. -№10, 1996.-№1.

4.      Лобок А. Детская жизнь в стихотворном размере // Первое сентября. - 1995. - № 57.

5.      Овакилян Ю.О. Опыт применения вероятностной модели обучения / Педагогика. -1993. - №2.