logo search
лекция по педогогике

I группа — словесные методы

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения. Выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Дискуссию как метод обучения целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.

II группа - наглядные методы

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т. п.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Ill группа - практические методы

Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Контроль обучения

Принципы контроля:

• объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога ко всем обучаемым, адекватность критериев оценивания);

* систематичность - на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность;

• принцип наглядности (гласности) - оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Проведение контроля в той последовательности, в которой проводится изучение материала.

Примерные нормы оценки знаний

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы;

участие в беседе;

исправление ответов товарищей;

умение использовать различные источники знаний - текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию,

полученную на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.

Оценка «пять» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.

«Четыре» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

«Три» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

«Два» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

«Единица» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Комплексная проверка - проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов. Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративного курса ее значение будет возрастать.

Главная ее функция - диагностирование качества реализации межпредметных связей.

До революции существовала шестибалльная система - от 0 до 5. В1918 году «О» упразднили. Постепенно оценка «1»стала использоваться реже. С 50-х гг. меньше стала использоваться «2». Педагоги пользуются «+» и «-» для каждой оценки - 5, 4, 3, 2 - получается десятибалльная система.

Функции контроля:

* обучающая;

* развивающая;

* воспитывающая;

* побуждающая;

* контрольно-коррекционная.

ВОСПИТАНИЕ

Цели, задачи, принципы и методы воспитания

Цель воспитания подрастающих поколений является прерогативой государства, которое при широком участии науки и общественности формирует ее как главный компонент своей педагогической политики. В педагогике различают по временному основанию отдаленные, близкие, непосредственные цели, ближайшие, промежуточные,

перспективные, конечные. С содержательной стороны подобная классификация переносится на все направления.

В структуру цели воспитания входят задачи воспитания. К задачам воспитания относятся: оснащение ребенка широкими знаниями о мире, умениями взаимодействия с миром, формирование у него ценностей и системы ценностных отношений; формирование способности жить по социально-культурным нормам, вступать в социальные отношения, формирование достойного образа жизни, жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни; подготовка человека к труду, жизни, к семейной жизни, к свободному досугу, творческому самовыражению. Помимо цели, педагог должен руководствоваться принципами воспитания.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность. Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы его взаимоотношения с миром. В педагогическом арсенале воздействия существует три метода.

1) Метод убеждения. Этот метод выступает в виде следующего: суждение педагога, аргументация педагога; мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии; сообщение об общепринятом в культуре; раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего; диалог педагога с детьми; дискуссия; обмен впечатлениями по восприятию художественного образа; COBGI, рекомендация педагога.

2) Метод упражнения. Реализуется следующим образом: примером педагога; просьбой что-либо сделать, что-либо передать; показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности; специальным тренингом; игрой с этико-психологическими правилами; традиционным оформлением некоторых правил поведения;

приказом к действию (в особых случаях).

3) Метод педагогической оценки. Подразделяется на поощрение и наказание.