logo search
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / нар

Педагогическое обследование слуха предполагает:

- в первые 1,5 года регистрируются реакции на уровне безусловно-ориентировочного рефлекса: вздрагивание, торможение движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника звука и т. п., с 1,5 лет у неговорящих детей регистрируется условная двигательная реакция: в ответ на звук ребенок выполняет опре­деленное игровое действие;

- у говорящих детей выявление возможности воспринимать на слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом

звукоподражания (типа - ква-ква-ква, пи-пи-пи), лепетные слова (типа ляля, утя, бобо), полные слова и фразы2.

Все педагогические методы исследования слуха детей относятся к субъективным, так как основаны на непроизвольных или произвольных реакциях самого ребенка.

Данные объективного и субъективного исследований сопостав­ляются между собой, и в том случае, если они согласуются, мож­но быть уверенным, что состояние слуха ребенка оценено верно.

Педагогическое обследование слуха проводит учитель-дефектолог (сурдопедагог) сурдологического кабинета. Он же обследует и уровень общего и речевого развития ребенка. Кроме того, в функции учителя-дефектолога сурдологического кабинета входит подготовка ребенка (старше 1,5 лет) к игровой пороговой то­нальной аудиометрии, уточнение режима работы индивидуаль­ных слуховых аппаратов, рекомендованных врачом-сурдологом и разработка индивидуальной программы коррекционной помощи ребенку (совместно с психологом, работающим в сурдологическом кабинете). Педагог знакомит родителей с особенностями раз­вития детей с нарушенным слухом и обучает их общению с ре­бенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи. Он также проводит диагностические занятия с детьми, не посещающими специальные учреждения, участвует в работе ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения для глухих, для слабослышащих и позднооглохших.

1 По классификации Л.В.Неймана, глухие дети, в зависимости от объема воспринимаемых частот, относятся к одной из четырех групп: 1-я — дети воспри­нимают ^оны аудиометра в диапазоне 125—250 Гц, 2-я — 125 — 500 Гц, 3-я — 125—1000 Гц, 4-я — 125—2000 Гц и выше.

2 При слухе в пределах физиологической нормы рёбенок воспринимает niemif ную речь на расстоянии не менее 6 метров.

16