logo search
курсовая 3 курс

Организация и методы исследования

Анализ научной литературы показал, что изучение психологических особенностей процесса адаптации первокурсников является актуальным в настоящее время, так как негативные моменты адаптации могут обусловить дальнейшее асоциальное развитие личности курсантов-первокурсников.

В связи с вышесказанным, нам представляется правомерным выдвинуть гипотезу о том, что первокурсники, менее адаптированы к жизни в новых условиях, в связи с различной выраженностью таких механизмов адаптации, как самовосприятие и принятие других, эмоциональная комфортность и интернальность.

Сформированная нами гипотеза предполагает решение нескольких исследовательских задач:

  1. Изучение уровня социально-психологической приспособленности у первокурсников.

  2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации курсантов.

  3. Выявление наличия различий в исследуемых группах.

Для решения поставленных задач было необходимо обосновать выборку испытуемых. В качестве экспериментальной (основной выборки) выступали 24 человека. Выборка формировалась из числа курсантов 1 курса психологического факультета.

Исследование включает в себя несколько этапов:

На первом этапе был произведен отбор людей из числа первокурсников с целью отбора испытуемых в экспериментальные группы. Критерием отбора было определено, обучение курсантов на 1 курсе психологического факультета.

На втором этапе было проведено исследование с помощью выбранной методики.

На третьем этапе был произведен анализ анкет и интерпретация полученных результатов

В соответствии с поставленными задачами, были определены методы исследования. Основным методом исследования выступило тестирование.

В качестве экспериментальной методики, адекватных поставленным задачам, нами была определена следующая:

Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа без использования каких-либо местоимений. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная,7-бальная шкала ответов.

Авторами выделяются следующие 6 интегративных показателей: 1 – «Адаптация»; 2 – «Самопринятие»; 3 – «Принятие других»; 4 - «Эмоциональная комфортность»; 5 - «Интернальность»; 6 - « Стремление к доминированию».

С помощью обработки данных проведенной методики выявляются следующие характеристики:

- коэффициент социально - психологической адаптированности;

- коэффициент социально – психологической дезадаптированности;

- факторы, определяющие адаптированность – дезадаптированность.

Текст методики см. Приложение 1.