XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа
Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.
Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:
1) банк педагогических технологий, информационную базу их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
2) критерии выбора педагогической технологии, отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
3) механизмы включения (использования, внедрения, освоения, выращивания) инновационной педагогической технологии в реальный учебно-воспитательный процесс.
В этой книге описаны 50 педагогических технологий, охватывающих все основные современные тенденции и направления развития образования.
Проектирование развития школы с учетом применения новых технологий должно основываться на теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабан-ского, который предлагает следующие критерии оптимального выбора методов обучения (Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1981):
• соответствие методов основным целям обучения на данном этапе;
• соответствие методов особенностям содержания обучения;
• учет психологических возможностей детей;
• учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности детей;
• учет особенностей групп и коллективов детей и педагогов;
• учет конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических и др.);
• учет возможностей педагогов по использованию различных методов.
М.М.Поташник, развивая идеи Ю.К.Бабанского, выдвигает в качестве оснований (источников, критериальных позиций) для выбора инновационных технологий и направлений развития следующие:
• потребности страны, региона, города - социальный заказ школе;
• государственные документы о развитии школы - государственный заказ;
• успехи и достижения современной науки о человеке;
• передовой педагогический опыт;
• собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и учителей;
• анализ результатов и процесса функционирования школы. (Управление раз витием школы / Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. - М., 1995)
Наконец, при выборе педагогических технологий следует проанализировать их по степени удовлетворения требованиям, указанным в п. 2.2. настоящей книги:
• соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям школы;
• достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;
• достаточная управляемость технологии, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;
• оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;
• данные о воспроизводимости (опыте применения технологии в других однотипных условиях).
Третьей базовой составляющей, необходимой для организации инновационно-технологического процесса, является механизм его освоения (или включения, использования и т.п.). В качестве такого механизма может быть рекомендована «технология проектирования технологий» В.М.Монахова. Ее целями являются:
• проектирование целостной технологии (методической системы) обучения;
• создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;
• выбор и создание системы диагностики, позволяющей учителю содержательно интерпретировать результаты;
• разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;
• создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений;
• формирование нового учителя, способного реализовать спроектированную технологию.
Концептуальные положения технологии В.М.Монахова
• Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
• Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке, дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса.
• Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.
• Выбор технологии основывается на:
-технологическом подходе к проектированию деятельности школы, отдельного учителя;
-принципе модульного проектирования учебно-воспитательного процесса;
-принципе оптимально сбалансированного использования резервов традиционного обучения.
• Каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично; в процессе проектирования технологии происходит применение - «инвентаризация» этих «рассеянных» знаний.
• Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений - интераций.
Особенности содержания
Методическая технология (по В.М.Монахову) - это технология управления методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.
Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.
Первый этап - разработка пакета «Теоретическое обоснование новой технологии обучения», включающего:
• диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;
• выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления;
• определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении);
• вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития.
Второй этап - разработка пакета «Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля». Исходя из того, что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.
Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:
• выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу;
• актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т.е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;
• подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ;
• подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ;
• четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;
• познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ);
• проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет не обходимого учебного времени для данного ДМ;
• возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
• фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).
Третий этап - разработка пакета «Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля». Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведений учебно-воспитательного процесса.
Технология формирует у учителя представления об учебном процессе как логической структурой. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе.
В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Технология предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса на учебньй год.
Основной объект проектирования в технологии - это учебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой системе уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебного процесса.
Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать...», «уметь...», «понимать...», «иметь представление о...», «уметь давать характеристику...». По каждой теме проект учебного процесса будет состоять из технологической карты и набора информационных карт урока.
Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой.
Четвертый зтап - создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модуле».
Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу школьного курса на язык планируемых технологических результатов.
Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям й критериям оценки степени усвоения.
В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворительно». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по указанным трем уровням.
Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции.
Пятый этап - разработка пакета «Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения:
• инвентаризация всей проектно-педагогической документации;
• конструирование логической схемы дидактического модуля;
• описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения;
• апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса;
• итерационная коррекция выбранной технологии.
В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологии, описанного выше, отошлем читателя к рекомендациям И.П.Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.
Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной методики целеобразования с применением математических методов оценки эффективности освещена в монографии В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М.: Педагогика, 1989).
В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.
- Селевко г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. Оглавление
- Введение
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему в.Ф.Шаталова, е.Н.Ильина, на. Зайцева, а.А. Окунева5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов)
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в.Д.Шадриков)
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, гс. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и. С. Якиманская)
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий