logo search
Психическое развитие младшего школьника

№ 5. Адаптация первоклассников к школе

(по книге Аверин В. А. Психология детей и подростков, с.245-248)

Резкая смена социально-психологических условий жизни ребёнка, резкий рост физиологических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок отражается на физическом и психическом состоянии первоклассников. Факторы воздействия школы на ребёнка:

  1. неспособность ребёнка справиться с учебной нагрузкой;

  2. враждебное отношение педагога;

  3. смена коллектива;

  4. неприятие ребёнка школьным коллективом.

Оценивая влияние школы на физическое, неврологическое и психическое здоровье ребёнка выделяют выраженные изменения в нервной системе, соматовегетативных отношениях, психической сфере.

С физиологической точки зрения процесс приспособления ребенка к школе проходит 3 этапа.

Первый из них - ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем - это этап «физиологической бури» продолжительность которого 2-3 недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и «в долг берет», что свидетельствует о чрезвычайно высокой «цене» уплачиваемой им.

На втором этапе «буря» начинает стихать, а «цена» снижается. Отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели. Окончание его приходится на 10-15 октября.

Что же конкретно происходит с организмом в первые недели обучения?

Прежде всего, отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнить эти воздействия с воздействиями на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно, поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой-шестой неделе обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.

Наряду с психофизиологической адаптацией происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э.М. Александровской показали, что только 56% детей обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, и 14% - дети с нарушениями форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личностными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так называемый гармонический тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане - это интеллектуальные, общительные и уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.

Приведенные данные позволяют рассматривать поступление в школу как фактор дезадаптации. С этой точки зрения интересны данные Т.Н. Осипенко о динамике неврологического и психоэмоционального состояния детей от 3-х к 7-и годам (см. табл.).

Таблица: Динамика неврологического и психоэмоционального состояния

Средний неврологический балл

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

3,5

3,3

3,6

3,8

9,1

Итак, поступление в школу сказывается на нервно-психическом состоянии ребёнка. Факты нервно-психической дезадаптации: - функциональные нарушения ЦНС в виде неврологических реакций у 70% школьников, в т. ч. чаще регистрируются: астенический синдром (53%), т. е. повышенная истощаемость и утомляемость организма, снижение порогов чувствительности, неустойчивость настроения и нарушения сна; гипердинамический синдром (39%), т. е. двигательное беспокойство, неусидчивость, эпизодическая агрессивность; соматовегетативные расстройства (39%), т. е. головные боли, боли в области сердца, живота и т. д.; реакции страха (19%); у 1/3 появляются вредные привычки – сосание пальцев, обкусывание ногтей.

По-разному протекает адаптация у мальчиков и девочек. Хуже адаптируются мальчики (например, утомляемость в конце года в 8-10 раз выражены у них). Интерес к решению задач у мальчиков выше при материальном поощрении, а у девочек – эмоциональном. Мальчики хуже работают в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе. Уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны, и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности. Мальчики на фрустрацию отвечают уменьшением общения, а девочки – более жёстким, направленным на достижение цели, поведением.

15