8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности
Возрастная динамика склонности к проявлению базовых эмоций. Данные, полученные М. С. Пономаревой (Ильин, Пономарева, 2001) на школьниках с 1-го по 11-йкласс, показывают, что во всех возрастных группах склонность к проявлению радости явно преобладает над склонностью к проявлению гнева, страха и печали (рис. 16.2). Склонность к гневу выражена несколько больше, чем склонность к страху и печали, а склонность к печали выражена меньше всего.
Для трех эмоций (радости, гнева и печали) динамика их изменения с возрастом практически одинаковая, а именно, наблюдается более выраженное их проявление в
Рис. 16.2. Возрастная динамика выраженности склонности к проявлению базовых
эмоций
По вертикали - выраженность склонности, баллы; по горизонтали - возраст, годы
12-13 лет, т. е. в период полового созревания. Противоположная тенденция в этот же период наблюдается в отношении страха: его выраженность уменьшается. Это совпадает с данными Н. Д. Скрябина (19746), выявившего, что наибольшее число смелых школьников приходится именно на период полового созревания.
Возрастная динамика эмоциональных свойств личности. П. А. Ковалев (1996) изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего - мстительность (рис. 16.3).
Самооценка вспыльчивости выше всего была у школьников 13 лет, обидчивости - у школьников 12 лет, а мстительности - у школьников 14-15 лет.
* * *
Подводя итог возрастных изменений эмоциональной сферы, можно отметить следующие моменты:
1) увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер;
2) возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний;
3) возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего;
4) появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний;
5) увеличение способности понимания эмоций других людей.
6) переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности.
Рис. 16.3. Возрастная динамика эмоциональных свойств личности По вертикали - выраженность свойств, баллы; по горизонтали - возраст, годы
- Лекция 15 Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 6. Эмоциональная сфера подростков
- 7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей)
- 8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности
- 9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16,10. Половые различия в эмоциональной сфере 411