logo search
Зачет по Р

27.Теории психического развития ребенка (б.Г. Ананьев, л.И. Божович, л.С. Выготский, м.И. Лисина, а.В. Петровский, с.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин).

Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского. В психологии развития направление социализации возникло как юпытка определить отношение в системе субъект–среда через категорию социального контекста, в котором развивается ребенок. Анализ концепций этого направления начнем с представлений Л.С. Выготского, согласно которому психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историческая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством. Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского – о том, что в Развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна – естественное «созревание». Другая – культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Л.С. Выготскому принадлежат два важных понятия, определяющих каждый этап возрастного развития – понятие социальной ситуации развития и понятие новообразования. Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.