Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.
Современные условия функционирования социума складываются так, что общество все больше и больше нуждается в высококвалифицированных сотрудниках. Для профессиональной подготовки юноши и девушки стремятся поступить в высшее учебное заведение (далее ВУЗ).
Первый год обучения очень важен с точки зрения адаптации студентов (курсантов) для обучения в ВУЗе. Происходит процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствии к новым условиям вузовской среды.
Первокурсники, поступив в ВУЗ, прежде всего приобретают новую социальную роль – студента (курсанта). Они методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение, на основе которого они строят взаимоотношения со сверстниками и преподавательским составом. Отметим, что в ВУЗе большую роль социализации отдельного индивида, играет учебная группа. Чем быстрее сформируется учебная группа, выстроятся определенные системы отношений, тем быстрее курсанты освоят новую социальную роль.14
Кроме того, в ВУЗе учебные нагрузки принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных занятий на первом курсе, наличие особых форм организации учебной деятельности в ВУЗе - все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов.15 Постоянное умственное и психическое напряжение, а также нарушения труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию заболеваний.
Не стоит забывать и о служебной нагрузке курсантов. Речь идет о проживании в расположении института, несение службы в составе суточного наряда, большая физическая нагрузка. Это так же оказывает влияние на прохождение процесса адаптации у первокурсников.16
Следует отметить, очень часто процесс социально-психологической адаптации первокурсников протекает стихийно. А вместе с тем, не все студенты, попадая в атмосферу ВУЗа, способны быстро адаптироваться. Отсюда возникает необходимость комплекса мер по адаптации вчерашних абитуриентов к вузовской жизни. Ведь очевидно, что профессиональное и личностное развитие будущих специалистов станет эффективнее, если будет целенаправленное и активное сопровождение адаптационного процесса.17
Список литературы
-
Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследования адаптации студентов к обучению в вузе, - А.: Человек и общество, 2006.- 451 с.
-
Мельник С. Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, - Студенческий научный журнал т. 1, № 6, 2010, 80-81 с.
-
Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – РнД: ФЕНИКС, 2009, 447 с.
-
Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
-
Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещеркова, акад. В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 440 с.
-
Маклакова А. Г. Общая психология: Учебник/ А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010, 592 с.
-
Панченко Л. Л. Адаптация к вузу, стресс и здоровье студентов и курсантов// Воспит. Учащ. Молодежи – Владоивосток: изд. Дальневост. ун-та, 2002. – 153 с.
-
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2008.
-
Меньшикова И.Н. Социально-психологическая адаптация студентов к вузу. Текст / И.Н. \\ Материалы Ι Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». — Невинномысск, 2008.
-
Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии /2-е изд перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование).
-
Психология. Педагогика. Этика.: Адаптация к экстремальным условиям: Учебник для вузов/под ред. Ю. В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2002, 55 с.
-
Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.
-
http://testoteka.narod.ru/lichn/0.html