logo search
Диплом О

1.2. Возможности использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения в формировании у младших школьников умения создавать монологическое высказывание

Языковое образование школьника – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме.

Музыка Л.А. говорит, что неиссякаемым источником для речево­го, интеллектуального и нравственного раз­вития детей должен стать язык произведе­ний нашей классики. При изучении худо­жественных произведений главное — «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текс­та. Ясно, что прикосновение к текстам больших художников слова должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чут­ким. [23]

Никитина Л.А. считает уроки чтения и литературы в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельнос­ти, но и развития речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательс­кой и речевой деятельностей младшего школьника обусловлена психологической природой чтения как вида речевой дея­тельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание за­мысла автора, осмысление своего отношения к читаемому. В начальной школе на уроках лите­ратурного чтения, развития речи дети учатся интерпретировать художественное произведение через различного рода пе­ресказы (в устной речи) и сочинения (в письменной речи), что является подгото­вительной работой к обучению в дальней­шем написанию сочинений на литературные темы [31]

Основы функциональной грамотности закладываются в началь­ных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению, письму, говорению и слушанию, пишет Красильникова О.М.[24].Оформление…

Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Обучение рассказыванию играет важную роль в развитии монологической формы речи. Основными методами в процессе обучения детей рассказыванию являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Не употребляйте лишних терминов в работе…

Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.

Работа по развитию речевой культуры учащихся на уроках литературного чтения вносит существенный вклад в формирование общей культуры, эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Этому способствует такой важный прием как пересказ, который используются с целью развития речи учащихся младших классов.

Приведем несколько определений пересказа:

Под пересказом в Толковом словаре Ушакова понимается «Письменное или устное изложение какого-нибудь текста» [31, c.314].

Алексеева М.М., Яшина Б.И. в своем исследовании считают, что «пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. В ней активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст» [1, с. 214].

Пересказ содержания прочитанного, по словам М.Ф. Гнездилова, «это довольно сложный акт интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценку отдельных моментов, отбор наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием» [9, с. 225-226]. В ходе пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Поэтому пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на его механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих содержание.

Если оценивать пересказ с позиций определения, размещенного в словаре Ушакова, то этот вид речевой деятельности относится к репродуктивной, поскольку пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, его основная функция - приучить детей правильно (с логической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.

Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлемся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: «Если дитя с помощью учителя поймет мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это еще не значит, что оно упражняет свой дар слова; оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно неразвитой» [32, c.186].

Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовой материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному пересказу.

Под продуктивным пересказом понимается воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и «наполнения» ее содержанием. Именно о таком пересказе идет речь в определении термина Алексеева М.М., Яшина Б.И.[1] и М.Ф. Гнездилова [9].

Итак, пересказ представляет собой устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения, является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя.

Пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа. Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения пересказа используются вопросы, со второго класса вводится план. Чтобы пересказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения.

Пересказы могут быть следующих видов:

Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный - близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.

3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ.

4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

Сообщения (доклад) Переход…

Сообщения являются видом устного монолога учащихся на уроках литературного чтения. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания детской литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.

Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему повышают интерес школьников к чтению, уровень их речевого развития [8,c.806].

Анализ работ М.Р.Львова [20], Т.А.Ладыженской [16], Т.Г.Рамзаевой [29] и др. позволил более подробно изучить и сформулировать основные требования, предъявляемые к речи учащихся младших классов. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний:

Ясность речи. Речь должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Выразительность речи, качество предполагающее воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности.

Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме (грамматическая, орфоэпическая - для устной речи).

Богатство языковых средств. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства - такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства школьника.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание.

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько ученик знает то, о чем говорит. Когда высказывание построено на знании норм речевого этикета, фактах, наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно, и, как правило, результативно (убедительно, услышано, понято, принято).

Благодаря систематической работе по формированию у детей школьного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. Практика показывает, что у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. В тесной связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки (меньше неправильных согласований слов, ошибок в окончании существительных множественного числа). Если ребенок и допускает неточности, то лишь в словах, которые он редко употребляет в повседневной жизни. В речи детей становится больше прилагательных, но деепричастий и причастий они по-прежнему избегают. Постепенно уменьшается количество ошибок в ударении. Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.

В ходе подобной работы у учащихся обогащается словарный запас и грамматический строй речи, дети овладевают нормами литературного языка, что не менее важно, чем усвоение норм правописания. Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, в замене нелитератуных слов в словаре детей литературными.

Таким образом, пересказ художественного текста является одним из главных средств формирования монологической речи младших школьников, развития речевой активности. При проведении занятий по пересказыванию у детей формируются навыки речевого общения, речевой коммуникации, контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний. Это доказывает, насколько велика роль устного пересказа в развитии речевой культуры младших школьников. Содержание параграфа не соответствует его названию Надо сказать не только о видах пересказа, но и рассмотреть его ВОЗМОЖНОСТИ для формирования монологического высказывания, обратившись к учебникам, программам, опыту учителей.