logo search
Документ Microsoft Office Word (11)

5.Приглашенный императрицей Екатериной II ф. И. Янкович де Мириево в течение двадцати с лишним лет неутомимо трудил­ся на пользу народного просвещения в России.

В сентябре 1782 г. по воле Екатерины II была создана комис­сия об учреждении училищ. Ф. И. Янкович де Мириево должен был принять активное участие в ее деятельности. Прежде всего было приказано учредить в Петербурге главное народное училище, директором его назначить Ф. И. Янковича, а учеников истребовать из Александровской семинарии, которые оказались «искусными довольно в законе Божьем, языке латин­ском и грамматике российской; что же касается до прочих наук, положенных к преподаванию в училищах народных, в классах третьем и четвертом, то об них имеют понятие весьма малое, а некоторые и вовсе никакого; потому кроме классов первого и второго, да и то только чтению, письму и катехизису, ничему другому сами обучать не в состоянии, ибо и в арифметике не имеют многие и самых начальных оснований».

Были составлены правила для учащихся, но само главное на­родное училище открылось только в 1783 г. Что же касается учительской семинарии, то, хотя комиссия и имела ее в виду, начать свою деятельность она могла лишь тогда, когда училище зарабо­тает в полную силу, ибо только окончившие в нем курс ученики были бы в состоянии продолжать специальное образование в учительской семинарии.

Готовящиеся к учительскому званию должны были, прежде всего, изучить все науки по определенным книгам и освоить оп­ределенные способы учения, чтобы таким же образом обучать других.

Подготовка учителей в главном народном училище началась с января 1784 г. 50 лучших учеников из 100 должны были занять должности учителей в старших классах (третий и четвертый) главных народных училищ в главных губернских городах. При­чем 25 из них должны были стать учителями «наук математиче­ских» и столько же учителями естественной, всеобщей и русской истории, географии и русской грамматики. В 1784 г. был состав­лен устав и распределены часы преподавания в этом училище.

Предметы для изучения были определены те же самые, кото­рые по плану Янковича предполагались для училищ третьего разряда (или четырехклассных), но «в более обширных разме­рах», кроме того, здесь предполагалось изучение методики пре­подавания предметов.

Учителями в низших классах стали молодые люди, подготов­ленные самим Янковичем, а для преподавания наук в высших классах были приглашены профессора. Воспитанники семинарии учились вместе с приходящими учениками. Для лучшего усвое­ния семинаристами изучаемых предметов Янкович ввел специ­альные репетиции. Репетиторами были избранные самим, же Ян­ковичем семинаристы, отличившиеся способностями и успехами. Под руководством репетиторов семинаристы ежедневно повто­ряли лекции профессоров. Для приобретения навыка в препода­вании семинаристы давали уроки в малых народных школах, ес­ли учитель там по какой-либо причине отсутствовал. Для практи­ки воспитанников в иностранных языках и углубления их знаний по истории, географии и другим наукам по распоряжению Янко­вича в семинарию выписывались газеты на немецком языке.

Надзор за нравственностью и внутренним порядком в учеб­ном заведении был возложен на смотрителя училища. Вообще же воспитанники должны были «друг друга почитать и любить, ме­жду собою драк и ссор не заводить, язвительным образом не шу­тить, друг друга не дразнить и никак не обижать, но жить в со­гласии, дружелюбии, мире и тишине». .

В июле 1786 г. учительская семинария была отделена от главного народного училища, частью которого она являлась. В ней преподавались те же предметы, что и в училище, но более подробно и более основательно, так как большая часть ее препо­давателей имела высшее образование.

Главная задача учительской семинарии состояла в том, чтобы научить ее воспитанников способам преподавания (или методам обучения). Эта задача решалась также с помощью собранных в ней учебных пособий, коллекций, моделей и инструментов. По­этому написание различных учебных пособий и руководств, как для учителей, так и для учеников, было необходимым требовани­ем. И этим делом не только заправлял, но и лично занимался Ф. И. Янкович. Им составлены: 1) две азбучные таблицы: одна цер­ковной, другая гражданской печати; 2) три таблицы для складов: а) церковная, б) гражданская и в) рукописная; 3) российский бук­варь; 4) сокращенный катехизис (без вопросов и с вопросами); 5) правила для учащихся; 6) руководство к чистописанию с пропи­сью; 7) книги о должностях человека и гражданина (с вопросами и без вопросов); 8) пространный катехизис; 9) священная исто­рия; 10) всемирная история; 11)»зрелище вселенной, содержащее сведения о различных предметах (с рисунками), взятое из сочи­нений Яна Амоса Коменского. Большая часть этих учебников были рассмотрены и одобрены самой Екатериной II. Они пред­ставляют переделку или перевод учебных руководств, изданных Фельбигером на немецком языке. То же относится и к книге: «Руководство для учителей 1-го и 2-го классов народных учи­лищ», переведенной с немецкого.

Кроме всего прочего, Ф. И. Янкович организовывал учебную часть в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, артиллерий­ском и инженерном корпусах, в Обществе воспитания благород­ных девиц и в училище для мещанских девиц. Говоря о заслугах Янковича по народному образованию, мы должны указать, что он первым занялся подготовкой народных учителей соответственно новым педагогическим и дидактиче­ским требованиям; организовал учебно-воспитательную часть в главном народном училище с учительской семинарией при нем, бывшей в течение 18 лет единственным учебным заведением, го­товившим учителей для народных училищ; составлял, переводил и непосредственно руководил изданиями учебных книг и посо­бий для народных училищ, применяемых и в других учебных за­ведениях (в Обществе воспитания благородных девиц, в военных корпусах и духовных училищах); участвовал в работе комиссии по составлению Устава народных училищ; разработал наказ со­держателям частных школ и пансионов, вошедший в общий Ус­тав народных училищ 1786 г., а также правила для учащихся на­родных школ, вошедшие в число учебных книг для первого клас­са малых народных училищ; впоследствии, когда было образова­но Министерство народного просвещения, он участвовал в деятельности Главного правления училищ.

Как только комиссия об учреждении училищ начала свою ра­боту (1782 г.), было решено разработать общий план для народ­ных училищ, который и был составлен. По этому плану народные училища делились на три разряда: малые, средние и главные. Сначала были преобразованы училища в Санкт-Петербурге и Пе­тербургской губернии. При этом число желающих учиться в на­родных училищах было так велико, что некоторые из них не мог­ли принять всех. В 1785 г. в Петербургских училищах насчиты­валось 1192 учащихся.

В апреле 1786 г. последовало высочайшее повеление открыть главные народные училища в 25 губерниях, которые императри­ца указала сама. Для этих училищ было подготовлено 100 учите­лей. В каждое из них было назначено по четыре учителя так, «чтобы оным, — сказано в журнале комиссии, — кроме язы­ка господственного, все прочие учебные предметы могли быть заняты, не исключая и рисования, в коем они, равно как и в про­чих науках, успели». Генерал-губернаторам этих губерний пред­писывалось «озаботиться приисканием домов для училищ: стара­ясь потом от сих главных училищ разводить малые».

5 августа 1786 г. был издан Устав народных училищ, в соот­ветствии с которым в каждом губернском городе полагалось быть одному главному народному училищу, состоящему из четырех разрядов, или классов, в которых должно было обучаться юноше­ство следующим учебным предметам и наукам «на языке при­родном».

В первом классе предписывалось обучать чтению, письму, первоначальным основам христианского закона и добронравию. После усвоения букв — складывать и потом читать букварь, пра­вила для учащихся, сокращенный катехизис и священную исто­рию. Со второй половины первого года обучения — писать с прописей, выговаривать и писать цифры, церковные и римские числа и притом обучать детей первоначальным правилам грамма­тики, содержащимся в таблице о познании букв, которая находится в книге под заглавием «Руководство учителям 1-го и 2-го классов».

Во втором классе (или разряде), при сохранении тех же предметов христианского закона и добронравия, следовало начи­нать чтении пространного катехизиса без доказательств из священного издания, книгу «О должностях человека и гражданина», изучение первой части арифметики; повторять священную исто­рию, продолжать чистописание и изучение грамматических пра­вил, содержащихся в таблицах о правильном разделении складов, о чтении и правописании, находящихся в вышеупомянутом «Руководстве Учителям 1-го и 2-го классов». В этом же разряде ре­комендовалось начинать обучение рисованию.

В третям классе предписывалось продолжать «рисовальное искусство», чтение Евангелий, повторение пространного катехи­зиса с доказательствами из Священного Писания, изучать вторую часть арифметики и первую часть всеобщей истории, введение во всеобщую европейскую географию, а затем начинать изучение землеописания Российского государства и российской граммати­ки с упражнениями в правописании.

В четвертом разряде надлежало повторять российскую гео­графию, продолжать рисование, изучение истории всеобщей и российской грамматики, постоянно упражняя учащихся в пись­менных сочинениях. Преподавать российскую историю, геогра­фию, всеобщую и математическую рекомендовалось с применением глобуса. При изучении основ геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры ученики должны были выполнять чертежи и планы.

6.Если в XVIII веке образование было привилегией высшей знати, то уже в первой четверти XIX века оно получило широкое распространение в дворянской среде, а в пореформенный период (после 1861 года) и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Начиная с первой половины XIX века поднимается вопрос о преимуществах классического и реального образования.

Как известно, основой классического образования являлось изучение античной культуры (греческого и латинского языков, памятников античной литературы и искусства). Это был своего рода процесс гуманитаризации образования.

Первая половина XIX века по праву может быть охарактеризована как пора просвещения. В Указе 1803 года о «Предварительных правилах народного просвещения» образование было возведено в ранг государственной задачи. В связи с этим была создана система управления, предусматривающая согласованность отдельных звеньев образовательной цепи между собой. Центральными звеньями этой системы стали российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Вокруг каждого из них группировалась сеть гимназий, к каждой из которых прикреплялась сеть уездных училищ [1, с. 20-25].

Наряду с университетами существовали и сословные дворянские учебные заведения – лицеи, наиболее известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

Университеты играли значительную роль и в развитии философской культуры России первой половины XIX века. Вокруг них, начиная с 1820-х годов, образовываются философские кружки, самыми значительными из которых стали: литературный кружок С.Е. Раича и «Общество любомудров» (т.е. философов).

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. [6] Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.

Необходимо было не только строить и открывать новые школы, обустраивать уже существующие, но и готовить для них педагогические кадры. По мере развития просветительской деятельности земств усиливается правительственное противодействие этой деятельности, стремление контролировать ее. В 1874 году было издано «Положение о начальных народны училищах», которое имело целью ограничить участие общественности в деле народного образования, сократить административные функции земств и уменьшить их влияние на учебную работу, в то же время сохраняя за ними обязанность по содержанию училищ и учителей. Введение должностей инспекторов народных училищ призвано было укрепить эту тенденцию. Учебники и книги, допускаемые в народные училища, подвергались строгой цензуре ученого комитета министерства народного просвещения. Земская школа к тому времени уже достаточно развилась и окрепла, пользовалась достаточно сильной общественной поддержкой. Это позволило ей быть до конца XIX века лучшим образцом народной школы и сыграть значительную роль в просвещении масс крестьянства. Таким образом, система начальной школы включала разные типы учебных заведений: школы земские, начальные училища министерства просвещения, частные школы; церковно-приходские, переданные в 1862 году в ведение Синода; различные ведомственные училища; школы грамотности, национальные школы, где преподавание велось на языке местной народности.

Во второй половине XIX века в связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан. По «Городовому положению» 1870 года обязанность создания таких школ возлагалась на органы городского самоуправления. «Положение о начальных народных училищах» 1874 года определило их структуру, учебный план и уровень преподавания. По характеру руководства и внутренней структуре городские начальные школы мало отличались от земских, созданных этим же документом.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

Развитие буржуазных отношений в России второй половины XIX века предъявило особые требования к высшему образованию — в связи с реформами этого периода необходимо было повысить образовательный ценз многочисленной армии чиновников. Остро встал вопрос о подготовке специалистов с техническим образованием, расширении научно-исследовательской работы университетов, создании новых высших учебных заведений. Университеты, помимо сугубо научного профилирования, давали и прикладные знания. На соответствующих факультетах изучалась медицина, механика и т. п. При университетах создавались клиники, лаборатории, научные библиотеки. Согласно уставу 1863 года, университеты признавались как самоуправляющиеся учреждения. Правительственный контроль был ослаблен. Университетские советы получали право решать все методические вопросы, определять учебную программу, распределять средства на учебные пособия, назначать стипендии студентам, рекомендовать к изданию научные работы, присуждать награды и медали. Устав 1863 года установил выборность ректора и деканов с последующим утверждением их попечителем учебного округа или министром просвещения. Устав 1863 года закрепил стабильную структуру университетов. Устав 1884 года и последующие правительственные мероприятия отрицательно сказались и на материальном положении студенчества. Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно.

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего - химии, физики, естествознания и математики. Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но и прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу.

7. Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. B возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия». Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии. В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным. В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. Когда в 1861 году Пирогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в «Колоколе», что увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся». Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов до 8. Педагогические взгляды Н. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование. Статья «Вопросы жизни», главной идеей которой была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общественности. Ее приветствовала как буржуазно-либеральная, так и буржуазно-демократическая и революционно-демократическая пресса. Однако революционеры-демократы под высоконравственным, культурным человеком понимали стойкого революционера — борца с крепостничеством и царизмом; идеал человека, как его понимал Пирогов, сформулирован в духе абстрактного гуманизма.лжен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и в других своих

педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко выступил против

сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую

стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего

образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования

идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к

общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным

кругозором. /Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М. Ф. Шабаева История

педагогики. -М.: Просвещение, 1982.-С. 201 /.

Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках

выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении

человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой

справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни

человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о

неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном

отношении к общественным потребностям и обязанностям.

“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы

призваны? чего должны искать мы?”./ Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т.