logo search
Лекция №2 Зарождение воспитания

2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего поколения, социализации личности.

В силу благоприятных природно-климатических, социально-культурных и эконо­мических условий, а также в связи с возникновением письменности первые школы возникли в странах Древнего Востока.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте строились на равноправной основе в отношении мальчиков и девочек; содействовало зарождению института «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны( К 3-му тысячелетию до н. э.).

Государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять бумаги.

Средства обучения: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания.

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников.

Воспитание и обучение в Древней Индии.

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Во 2-1-м тысячелетиях до н. э. воспитание и обучение стало соотноситься с кастовым делением общества. Потомки ариев (племена, вторгшиеся в Индию из Персии) составляли три высших касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав

В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно – общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировать результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека

. Фундаментальное образование получали брахманы.Ученики именовались брахмачаринами, учителя – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться.С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием – брахмавидья, постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровенье свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру – отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э., в связи с возникновением новой религии – буддизма. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды (в Индии – Шакья – Муни) (623-544 до н. э.).

Буддизм уделял особое внимание отдельной личности; подвергал сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавал равенство людей от рождении; непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана»; главной задачей воспитания считал внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование; главное в обучении -- познание ранее не познанного.

. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание уделялось обучению грамматике санскрита, которой с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку научиться различать сущности и преходящее, достигать духовной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

Таким образом, школьное обучение становилось постепенно все более и более жизненным, доступным для усвоения, сохранения при этом традиционный характер.

Школьное дело в Древнем Китае.

В основе педагогических традиций Древнего Китая - опыт семейно-общественного воспитания, уходящей корнями в первобытную эпоху. Главное в воспитательных отношениях: уважение младших к старшим, почитание наставника; важность образования

Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В этих школах учились дети свободных и состоятельных людей.

В эпоху Чжоу (XI-III вв. до н. э.) в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Средства обучения: расщепленный в пластины бамбук и шелковая ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.

Образованность получила сравнительно широкое распространение. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики.

В основу образования был положен канон конфуцианских книг: книги песен, хроник, сведений по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье.

Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло в изучении письма (иероглифов), языка, стиля, стихосложения. Дальнейшее обучение предусматривало заучивание наизусть древних текстов, их комментирование.«Великая наука» состояла из шести искусств: этики и ритуала, каллиграфии, счета, музыки, умения стрелять из лука и управлять колесницей.

В книге «Ли цзи» - о ритуале и обычаях (4-1 в.до н.э.) сформулированы основные принципы обучения:

- учить вовремя, пресекая дурное;

- учиться, пока не упущено время;

- соблюдать последовательность в учении;

- учиться в коллективе, т.к. кто учится один, познания скудны, кругозор ограничен.

В Ханьскую эпоху возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования и сдавшие успешно экзамены получали доступ к общественной карьере.

В целом, для воспитания и школьного образования в государствах Древнего Востока было характерно:

1. соответствие социальной дифференциации общества;

2 практическая ориентированность;

3.относительная самостоятельность школ, их развитие в процессе эволюции общества и влияние на этот процесс;

4.основанность на традициях патриархального семейного воспитания и, одновременно, ремесленного ученичества;

5. обучение преимущественно мальчиков.

6. престижность школы писцов;

7.сочетание общего образования с основами профессиональной подготовки;

8. приобщение к религиозным нормам и философско-религиозным учениям;

9. организация процесса обучения путем устного сообщения знаний, повторения, заучивания, комментирования текстов, беседы.; использование таких приемов воспитания как пример старших, усвоение нравственно-религиозных постулатов, наказания.