logo search
Основы специальной педагогики и психологии / 3 поддержка / Альманах ИКП / Интеграция в шк д

Особенности усвоения программы начальной школы детьми с нарушением слуха

Результаты первого года экспериментальной деятельности показали, что неслышащие первоклассники оцениваются педагогами как прилежные, старательные ученики, с высоким уровнем познавательной мотивации. Действительно, выпускники смешанных дошкольных групп отличаются дисциплинированностью, высокой работоспособностью, желанием узнавать новое. Это естественно, так как в массовую школу, как правило, поступают те дети с нарушением слуха, которые с самого раннего возраста привыкли много заниматься.

В начале учебного года, когда в первом классе идет обучение грамоте, усвоение состава числа и т.д. учителя не отметили появления трудностей у данной категории учащихся. Дети с нарушением слуха успевали усваивать программный материал, работали в хорошем темпе. К концу первого года обучения у некоторых ребят с недостатками слуха появились первые признаки неуспеваемости по основным школьным предметам. В зависимости от наличия или отсутствия трудностей в обучении и степени их выраженности учеников можно было условно разделить на три группы:

I группа: 1 слабослышащий ребенок, обладающий высоким уровнем развития аналитико-синтетической деятельности. Условием эффективности обучения для него являлась минимальная дополнительная помощь со стороны учителя. На индивидуальных занятиях с сурдопедагогом решались задачи коррекции произносительной стороны устной речи и развития слухового восприятия.

II группа: 5 слабослышащих детей разного возраста и 1 глухой ребенок. Необходимым условием всестороннего развития и эффективного обучения для них стала ежедневная коррекционно-педагогическая поддержка со стороны педагога массового класса, сурдопедагога и родителей.

III группа: 1 слабослышащий ребенок, слабо успевающий по основным учебным предметам даже при условии постоянной специально организованной психолого-педагогической поддержки. Причиной его низкой успеваемости являются особенности психофизического и личностного развития.

Первый опыт практической и экспериментальной работы позволил наметить главную задачу коррекционно-педагогической поддержки интегрированного школьника с нарушением слуха - создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей. Важным этапом на пути решения поставленной задачи становится изучение программного и учебно-дидактического обеспечения учебного процесса. Анализ и обобщение данных, полученных нами в ходе эксперимента, убеждает в необходимости следующих действий: