2. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования.
Внешнеэкономическая политика – это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.
Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:
- таможенные тарифы;
- нетарифные ограничения;
- формы стимулирования экспорта.
Нетарифные ограничения:
1. Квотирование – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период (квотирование способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке).
2. Добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие меры.
3. В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.
4. Демпинг – экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Демпинг может являться:
- следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию;
- может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажы товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.
5. Экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
- 1. Международное разделение труда.
- 2. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования.
- 3. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования.
- 4. Основные концепции внешней торговли: меркантилизм, теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных преимуществ.
- 5. Основные концепции внешней торговли. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Альтернативные теории международной торговли
- «Альтернативные» теории международной торговли
- Эффект масштабности производства
- 6. Международная экономическая интеграция.
- 7. Валютный рынок: понятие и участники валютного рынка, функции валютного рынка.
- 8. Валютный курс: понятие, виды валютных курсов. Основные системы валютных курсов.
- 9. Платежный баланс. Структура платежного баланса.
- Расчет ввп по расходам