logo search
Лекции по психологии развития

Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым воз­растом и началом юности. Это сензитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчи­выми, глубокими. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

  1. многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

  2. большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

  3. способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

  4. появлением чувства любви.

  5. развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая воспри­имчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует раз­витию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстети­ческие чувства у них более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой и т. п.

Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бе­сед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?» Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влю­биться сразу в двоих, может ли быть дружба между юношей и девуш­кой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъ­яснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественно-научным: ожидают точных, однознач­ных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер (Курс обшей, воз'растной и пе­дагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просве­щение, 1982. С. 99-100). В юношеском возрасте возникает более совершенное владение вы­ражением своих эмоций и чувств. Юноша не только умеет их скры­вать, по и маскировать. Так, взволнованность он может маскировать ироническим смехом, грусть — напускной веселостью, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном. Стихийное проявле­ние радости, которое так естественно для маленьких детей и подро­стков (подпрыгивание, хлопание в ладоши), начинает смущать стар­шеклассников: оно считается «детским». Застенчивость — характерная особенность юно­шеского возраста. Обнаружено, что среди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей 42% застенчивых детей, но если различия между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не отмечены, то в 8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек. Особую специфику приобретает застенчивость у 15-17-летних юно­шей и девушек в процессе общения их друг с другом. В общении с лицами своего пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. В средневековой Франции был разработан специальный ритуал для за­стенчивых юношей и девушек, помогавший им выразить свои симпа­тии или антипатии друг к другу. В майские дни во время праздников и танцев каждый из них держал в руках букетик ландышей. Юноша, под­ходя к девушке, давал ей свой букетик. Если девушка испытывала к не­му симпатию, то отдавала ему свой. Это означало, что она согласна быть с ним вместе целый вечер. Если девушка бросала букетик юноши на землю и растаптывала его, это означало, что этот юноша ей совсем не нравится и ему больше незачем подходить к ней. Если юноша просил у девушки булавку, чтобы приколоть букетик к своей одежде, и девуш­ка давала ее, это означало, что она согласна выйти за него замуж.

Беззастенчивые. Это чрезмерно свободные в общении, общитель­ные до навязчивости, бесцеремонные люди. Их еще называют бес­стыдными. Среди школьников таких 13%. Это экстравертированные эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюриз­му люди. Они высококонфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди юношей, чем среди девушек. В старшем школьном возрасте на первое место выходят престижные опасности, затем —реальные и только потом — мнимые. Из престижных опасностей больше всего боятся неудачи на экзаме­нах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов пре­обладает тревога за здоровье или потерю родных и близких, страх перед хулиганами, бандитами, страх перед большой высотой, страх войны и др. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, кры­сами, медицинскими процедурами. Отмечается боязнь покойников, вида крови, новой обстановки, темноты. Девушки отмечают мнимые опасности в 6 раз чаще, чем юноши. В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. По­иск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юно­шей гораздо устойчивее и глубже. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Для юно­ши важно «излить душу» человеку, которому полностью можешь до­вериться. Отсюда понимание друга как другого Я. Поэтому интим­ная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет важное значение. Однако нельзя не учитывать, что представления о друге часто бывают ближе к Я-иде-альному, чем к Я-реальному. Люди, вызывающие у юноши симпа­тию, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности. Поэтому часто друг служит зеркалом, в котором юноша видит свое отражение. Бывает и так, что юноша сам идентифицируется с другом, начи­нает жить его переживаниями и теряет собственную индивидуаль­ность. Нередко друг выполняет функцию психологической, а порой и физической защиты, что наблюдается при дружбе школьников раз­ного возраста. Отсюда и выбор соответствующих друзей, и характер взаимоотношений с ними. В большинстве случаев друзей находят среди лиц своего пола. У школьниц потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем У школьников, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются. Юношеская дружба как первая самостоятельно выбранная и глу­бокая личная привязанность предваряетлюбовь. Первая юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, бо­гата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, меч­тательности, лиричности и искренности. Правда, она>часто имеет ха­рактер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснениями в любви и принимает «эпидемический» характер — в одном классе никто не влюблен, а в другом — все поголовно. Юношеская любовь — здоровое чувство, и педагоги должны отно­ситься к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Конечно, половое созревание придает сексуальную окрас­ку юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически соче­таются половое влечение и потребность в глубоком личностном об­щении, слиянии с любимым человеком. У юношей и девушек эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созре­вают физиологически, у них на первых порах потребность в нежно­сти, ласке выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется половое влече­ние, а потребность в духовной интимности возникает позднее. Одна­ко по этой причине не нужно каждый случай возникновения чувства любви между юношей и девушкой рассматривать как разврат. Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культур­ным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотноше­ний должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноши часто не знают. Характеристика мотиваиионной сферы В старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрирова­нии всей системы потребностей их формирующимся мировоззрени­ем. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не про­сто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность обрести свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. Под влиянием мировоззрения формируется достаточно устойчи­вая иерархическая система ценностей, воздействующая на взгляды и убеждения учащихся. Последние становятся довольно строгим кон­тролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопре­делению, в том числе и к выбору профессии. При этом старшекласс­ники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельст­ва, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем бо­лее зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формиру­ется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспекти­вой жизни. Это касается и выбора профессии. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины импульсов, по­будивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку. Все это создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников. У юношей познавательные интересы дифференцируются еще боль­ше, чем у подростков, их интересуют отдельные науки и учебные пред­меты. Возникает интерес к вопросам морали, мировоззрения, психо­логии людей. Особенности волевых проявлений Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчи-' вость в достижении поставленной ими цели, у них значительно увели­чивается терпеливость при физической работе (поэтому старше­классники могут работать достаточно долго и после появления первых признаков утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у школьниц старших классов резко сни­жается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой [для общества, товарищей. Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школь­ник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испыты­вает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осу­ществить. Например, если школьник не сделал утреннюю зарядку, то ему становится не по себе, тревожно, как будто что-то у него не в порядке. Вообще, волевые качества у школьников развиваются в ходе фор­мирования их личности, ее нравственной основы.

Поскольку основное развитие познавательных процессов произошло до старшего школьного возраста, в этом возрасте идет лишь их со­вершенствование. Внимание. Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому вполне сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объясне­нии, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школь­ников младших и средних классов ведущим фактором, организую­щим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала. Однако наблюдается внутренняя противоречивость развития вни­мания в юношеском возрасте. Объем внимания, его интенсивность и переключение достигают высокого уровня, в то же время внимание становится более избирательным и существенно зависит от интере­сов старшеклассников. Поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало интересующей их информации. Отсюда их жалобы на рассе­янность и хроническую скщсу. Мышление.  В юношеском возрасте продолжается развитие абст­рактно-логического мышления.Следствие этого — «философствова­ние» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность ка­жется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечта­ми-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению при­суща главным образом юношам, а не девушкам. В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуаль­ной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно ста­новится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следствен­ных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализа­ция и реконструкция прошлого опыта). Память. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т. е. приемов, спо- Рабствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выде­ление опорной информации и т. п.). Таким образом, с возрастом па­мять из способности постепенно переходит в качество ума, в котором отражается сплав врожденных особенностей (задатков) и приобре­тенных умений запоминать учебный материал. В результате овладения мнемическими приемами и снижения по­движности нервных процессов объем и точность запоминания у старших школьников снова возрастают, превышая уровень младших школьников. Общение. Общение старшеклассников имеет свои особенности. Во-первых, оно используется для самораскрытия и потому становится более довери­тельным со сверстниками, что сужает круг общения и предполагает дружеские отношения с партнером по общению. Во-вторых, увели­чивается общение со взрослыми, но в основном только в случае воз­никновения какой-либо проблемы, т. е. при необходимости получить совет, мнение по тому или иному вопросу. В случае общения со свер­стниками обсуждаются темы, связанные в основном с интересами и проведением досуга. Стремление к автономии — существенная характеристика обще­ния в юношеском возрасте. Выделяютавтономию поведенческую (по­требность и право юноши самостоятельно решать вопросы, касаю­щиеся лично его); автономию эмоциональную (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от роди­телей); автономию моральную и ценностную (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых). Поведен­ческая автономия достигается раньше других — уже в подростковом возрасте. Достижение эмоциональной и морально-ценностной авто­номии — удел юношеского возраста. При этом достижение эмоцио­нальной автономии сопровождается большими трудностями. Человеку в этом возрасте кажется (и часто он прав), что родители не принима­ют всерьез его переживания. Поэтому достаточно малейшей бестакт­ности со стороны родителей, чтобы внутренний мир их ребенка на­долго, если не навсегда, закрылся для них. При этом мать остается и для юношей более близкой, чем отец. К отцу в основном обраща­ются для решения самых главных вопросов, связанных с перспекти-- вами, планами и устремлениями на будущее, со способами, средствами Часть вторая. Возрастная психология Особенности Я-концегшии. Старший школьный возраст — это ранняя юность, т. е. начало завер­шающего этапа созревания и формирования личности. В этот период расширяется количество социальных ролей, выполняемых юноша­ми, причем появляется все больше взрослых ролей, которые требуют самостоятельности и ответственности. В частности, юноша стано­вится ответственным за преступления. Однако наряду с элементами взрослого статуса юноша сохраняет зависимость, и прежде всего ма­териальную, от родителей, что сближает его с положением ребенка. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрос­лый, а с другой — постоянно требуют от него послушания. Эта неопре­деленность положения влияет и на неопределенность Я-концепции старших школьников. Расставание с детством нередко переживается как потеря чего-то, нереальность собственного Я, одиночество, непо-нятость. Однако трудности юношеского возраста — это трудности роста, которые успешно прео*олеваются. Кроме того, не у всех стар­шеклассников они имеют место. Реальная опасность устойчивого эго­центризма и ухода в себя существует только у юношей с чертами невротизма или у тех, кто обладает низким самоуважением и плохи­ми человеческими контактами. Учитель может помочь таким юно­шам, незаметно включая их в наиболее приемлемые для них формы общения с другими. Старший школьный возраст — это период формирования взгля­дов и убеждений, т. е. мировоззрения. У старших школьников воз­никает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и по­ступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявле­ния своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формиро­ванию нравственных взглядов и убеждений, хотя они не всегда быва­ют правильными. Старшему школьнику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуаль­ность. Отсюда его стремление любыми путями обратить на себя вни­мание (часто — с помощью экстравагантной одежды, прически и т. п.). ' У старших школьников заметно растет самосознание. Юноши хо­тят знать, кто они такие, чего они стоят, на что способны.Самоана­лиз, который является элементом самоопределения,' становится од­ним из способов получения ответов на эти вопросы. Этот самоанализ часто иллюзорен, как и многие жизненные планы юношей, но по­требность в нем служит признаком развитой личности и предпосыл­кой самовоспитания юношей. Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся бо­лее критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях. В. Ф. Сафин изучал особенности оиенки старшеклассниками мораль­но-волевых качеств своих сверстников. Анализ материалов показал, что старшеклассники в опенке личных качеств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым, причем чем старше уча­щиеся, тем ярче проявляется эта закономерность. Так, восьмикласс­ники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качест­вам, десятиклассники же— в 72% случаев. Соответственно снижается процент указаний на предпочтение волевых качеств (43% в 8-м и 28% в 10-м классе). Это создает благоприятную почву для формирования моральных устоев, морального облика старшеклассников. Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств. По­давляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преиму­щественно по моральным свойствам (причем с возрастом эта тенден­ция усиливается: 8-й класс — 70%, 9-й — 72%, 10-й — 83%). У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается до 63% (Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гаме-зо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982. С. 92). В оценке самих себя старшеклассники достаточно осторожны. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о положительных качествах. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, гру­бость, эгоизм. Среди положительных черт чаще всего называются верность, преданность друзьям, помощь в беде. Нетрудно заметить, что и положительные и отрицательные качества характеризуют стар­шеклассников со стороны установления контактов со сверстниками. Уже подросток, оценивая себя, учитывает свой физический об­лик. У юношей этот интерес не только сохраняется, но часто вызыва­ет сильное беспокойство. Многих юношей и девушек тревожат ма­ленький рост, полнота, прыщи на лице, длинный нос и т. д. Особенно тяжело переживают отставание в своем развитии ретарданты: задерж­ка появления вторичных половых признаков не только снижает их престиж среди сверстников, но и порождает сознание своей неполно­ценности. При формировании самооценки для девушек более важна их оцен­ка взаимоотношений с другими людьми. Старшеклассники-юноши при оценке себя могут охватить почти все стороны своей личности — интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вследствие чего их Я-об-раз становится более обобщенным. Самооценка юношей складывается прежде всего под влиянием тех людей из ближайшего круга обще­ния, которые, по их мнению, являются носителями качеств, разви­тых до эталонного уровня. Если самооценочные суждения подростков зависят от их оценки со стороны сверстников и направлены в первую очередь на поиск от­вета на вопросы: «Каков я среди других? Насколько я похож на них?», то у старшеклассников самооценки зависят от сравнения себя со сво­им идеалом и направлены на нахождение ответа на вопросы: «Каков я в глазах окружающих? Насколько я отличаюсь от них? Насколько я близок к своему идеалу?» Старшеклассники стремятся соотнести себя с различными лите­ратурными персонажами (даже отрицательными). При этом если подростки идентифицируют себя с поступками литературных геро­ев, то юноши — с мотивами и переживаниями. Рост повышенного интереса к себе, саморефлексии обнаруживается и в ведении стар­шими школьниками интимных дневников. Составляющая самосознания — самоуважение, т. е. степень при­нятия или непринятия себя как личности. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных ка­честв представление о собственной личности подвергается пересмот­ру. Юноши часто склонны выдвигать завышенные требования к се­бе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Проявляется это по-разному: кому легко дается учеба, считают, что в любой умственной работе они легко достигнут успеха; те же, кто выделяется успехами только по определенным предметам, верят в свой «специальный» талант. Даже слабо успевающие стар­шеклассники находят у себя какие-либо интеллектуальные достоин­ства. Эта беспочвенная самоуверенность нередко вызывает многочис­ленные конфликты и разочарования. Однако гораздо опаснее пони­женное самоуважение. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении, стремится спрятаться от окружающих, прикрываясь ложной маской. Необходимость играть не свойственную им роль усиливает внутреннюю напряженность, они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на мнение о них других людей. Чем ниже самоуважение юношей, тем больше они стра­дают от одиночества. Пониженный уровень притязаний, являющийся следствием низкого самоуважения, побуждает юношей уклоняться от деятельности, в которой есть элемент состязательности. Такие юно­ши часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. Если учитель заметил у какого-то уче­ника признаки низкого самоуважения, нужно создавать для него та­кие ситуации, в которых он мог бы получить доказательство своей человеческой и социальной ценности, в частности можно включить его в общественную работу. У старшеклассников усиливается стремление быть материально независимыми, в результате почти каждый четвертый школьник в возрасте 15-16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги. Профессиональное самоопределение старших школьников Перед старшими школьниками встает первостепенная задача — про­фессиональное самоопределение,выбор своего жизненного пути, про­фессии. В профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше). Таким образом, старшие школь­ники находятся как бы на перепутье: многие еще в поиске, а некото­рые уже сделали свой выбор. Но вне зависимости от этого старшие школьники обращены в будущее, и настоящее выступает для них как подготовка к этому будущему. Отсюда изменяется отношение школь­ников к учению.Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего. В старшем школьном возрасте меняется соотношение между учеб­ными и профессиональными интересами. У подростков выбор профес­сии (скорее декларируемый, чем обоснованный) определяют учебные интересы. Он в значительной степени импульсивен, совершается не­редко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания стар­шим товарищам. У старшеклассников же имеет место и обратное: выбор профессии способствует формированию интереса к тем пред­метам, которые нужны для выбранной профессии. Кроме того, этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, вни­мательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться. Выбирая профессию, школьники учитывают не только свои склон­ности, но и свои возможности: способности, уровень знаний. Это сви­детельствует о взвешенности принимаемых ими решений. Оценивая свои способности, многие школьники приходят к выводу о необхо­димости самосовершенствования. Внешкольная социальная среда не является для учащихся рефе­рентным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется про­фессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже ока­зываются плохими помощниками. Таким образом, решающее значе­ние в выборе профессии принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники поступа­ют в то или иное профессиональное учебное заведение. Большое значение имеет престижность того или иного рода дея­тельности в конкретных социальных условиях. В 1930-1960-х гг. в нашей стране высокопрестижными считались военные, инженер­ные профессии, в 1970-1980-х гг. — гуманитарные, в 1990-х — ком­мерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. Выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается в 50-70% случаев без за­метной возрастной динамики. У 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределе­ния не завершился. Сформированный профессиональный план имеют старшекласс­ники с более высоким уровнем интеллектуального развития, мораль­но нормативные и добросовестные, обладающие высокой тревожно­стью. На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают половые раз­личия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознан­ности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследо­вательская. У юношей на профессиональное самоопределение влия­ют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированное™ профес­сионального плана и степень уверенности в правильности профессио­нального выбора. У девушек жизненное и профессиональное само­определение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целост­ное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределе­ние формируется в русле общей жизненной перспективы и органи­чески входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комби­наторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает количество требова­ний к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же количество требований к бу­дущей профессии возрастает незначительно.