23.Основные положения системного подхода формирование культуры мышления.
2. Системный подход следует рассматривать как некоторый методологический подход человека к действительности, представляющий собой некоторую общность принципов, системное мировоззрение.
Подход – это совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела и т.д.
Принцип – а) основное, исходное положение какой-либо теории; б) наиболее общее правило деятельности, которое обеспечивает его правильность, но не гарантирует однозначность и успех.
Итак, подход – это некоторая обобщенная система представлений о том, как должна выполняться та или иная деятельность (но не детальный алгоритм действия), а принцип деятельности – множество некоторых обобщенных приемов и правил.
Кратко суть системного подхода можно определить так:
Системный подход – это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы.
Системный подход заключается в отказе от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализе целостных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры, особенностей функционирования и развития. Системный подход представляется достаточно универсальным подходом при анализе, исследовании, проектировании и управлении любых сложных технических, экономических, социальных, экологических, политических, биологических и других систем.
Назначение системного подхода заключается в том, что он направляет человека на системное видение действительности. Он заставляет рассматривать мир с системных позиций, точнее – с позиций его системного устройства.
Таким образом, системный подход, будучи принципом познания, выполняет ориентационную и мировоззренческую функции, обеспечивая не только видение мира, но и ориентацию в нем.
Системный подход подразумевает целостное, или триединое, представление об обществе как о системе экономических, политических и культурных взаимосвязанных отношений (взаимосвязанных подсистем). При этом общественные подсистемы – экономику, политику и культуру (точнее, идеологию) – можно рассматривать не как отдельные подсистемы общей системы, а как три равнозначные проекции общества. Аналогично тому, как размерность физического пространства с тремя осями координат позволяет определять объем и положение любого материального тела, так и общественные сферы представляют собой суть трех умозрительных плоскостей общества, характеризующих его «размерность». Это позволяет проанализировать в пространстве заданных координат конкретные социальные отношения. По-видимому, такое представление социума (общества) в трехмерном социальном пространстве позволит преодолеть противоречия в понимании общества как единого целого и как совокупности трех взаимосвязанных равнозначных подсистем – экономики, политики и культуры.
Системный подход – это методология специального научного познания и социальной практики, а также объяснительный принцип, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на:
раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов;
выявление многообразных типов связей сложного объекта;
сведение этих связей в единую теоретическую картину.
Системный подход реализует представление сложного объекта в виде иерархической системы взаимосвязанных моделей, позволяющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Системный подход применяется для решения различного рода сложных задач, в число которых входят:
совершенствование системы управления организации и анализ ее деятельности;
подготовка к внедрению системы управления предприятием;
внедрение систем менеджмента качества и их сертификация;
оптимизация, инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов;
внедрение информационных систем на предприятии;
документирование корпоративных знаний, в том числе в виде моделей прототипов.
Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
системно-элементного, или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
- 1.Культура как системное целое.
- 2.Культурология, её функции
- 3.Мышление как наивысшая форма отражения действительности человеком.
- 4.Факторы, влияющие на формирование и развитие культуры мышления.
- 5.Основные педагогические условия формирования познавательных
- 6. Умственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
- 7.Особенности умственной деятельности детей дошкольного возраста.
- 8.Исследовательская и проектная деятельность дошкольников.
- 9. Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 10.Модель исследовательских способностей.
- 13.Условия развития творческого мышления дошкольников.
- 14.Развитие логического и творческого мышления дошкольника.
- 15.Развитие умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
- 16.Развитие умений задавать вопросы.
- 17. Развитие умений давать определения понятиям.
- 18.Развитие умений классифицировать.
- 19.Развитие умений и навыков наблюдения.
- 20.Развитие умений экспериментирования.
- 21.Развитие умений создавать текст.
- 22.Методика защиты итогов исследований и проектов.
- 23.Основные положения системного подхода формирование культуры мышления.
- 27.Теории психического развития ребенка (б.Г. Ананьев, л.И. Божович, л.С. Выготский, м.И. Лисина, а.В. Петровский, с.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин).
- 31.Игровая деятельность в развитии творческого мышления.
- 32.Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 34.Исследовательские методы обучения в теории и практике образования.
- 35.Познавательный интерес и исследовательская активность ребёнка.