Подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания включает:
кадровое обеспечение (наличие в штате учителя-дефектолога, воспитателей, помощника воспитателя и др.);
создание адаптивного образовательного пространства (в том числе безбарьерной среды) с учетом потребностей детей;
предварительную подготовку всех участников образовательного процесса, включающую просветительскую работу в педагогической и родительской среде, отражающую положительные стороны интегрированного обучения и воспитания;
установление эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников;
создание благоприятной атмосферы, обеспечивающей эмоциональный комфорт, сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников;
программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.
Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития. Работа всех специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога и др.) должна быть направлена на укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья воспитанников в группе интегрированного обучения и воспитания. Для этого необходимо:
создание адаптивной образовательной среды с учетом зоны актуального и ближайшего развития как детей нормально развивающихся, так и детей с особенностями психофизического развития;
реализация принципа «здоровьесберегающего общения» педагогов, детей и родителей, основанного на уважении личности каждого участника образовательного процесса;
организация психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и воспитания, преемственность работы специалистов дошкольного учреждения;
гибкость и вариативность использования методов обучения и форм организации детей;
создание условий для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно с нормально развивающимися сверстниками (с учетом их возможностей и потребностей);
работа по созданию детского коллектива, сплочению сообщества родителей, по поддержанию доброжелательных взаимоотношений в системе «родитель-ребенок-педагог»;
обеспечение мотивации деятельности, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
учет рефлексивного аспекта интеграции.
При организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания необходимо избегать требований, превышающих возможности детей с особенностями психофизического развития, теоретизированного обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей (будут ли востребованы формируемые знания и умения в жизни).
В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого из специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя, помощника воспитателя) имеют свою специфику.
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей (нормально развивающихся и с особенностями психофизического развития).
Воспитатель планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с учителем-дефектологом и другими работниками дошкольного учреждения, а также с родителями.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного учреждения. Участвует в образовательном, коррекционно-образовательном и реабилитационном процессах (оказывает помощь детям-инвалидам на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья). Выполняет рекомендации учителя-дефектолога, воспитателя, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, стимулирование их психофизического развития.
Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического, социального благополучия детей2. Ведет просветительскую и консультативную работу среди педагогов и родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения. Составляет график занятий, на которых проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере планирует занятия по социально-эмоциональному развитию; с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; с гипердинамичными детьми – занятия, нормализующие поведенческие реакции.
Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности.
Руководитель физического воспитания осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и т.д.
Воспитатель интегрированной группы совместно со всеми детьми проводит занятия «Физическое воспитание», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и конструирование», «Труд» и др. (согласно учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения и программы дошкольного образования «Пралеска»). Дети с особенностями психофизического развития находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий, которые проводит учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог с детьми с особенностями психофизического развития в отдельном специально оборудованном помещении (кабинете) проводит регламентированные действующими программами обучения и воспитания индивидуальные и подгрупповые занятия. Так, с детьми с тяжелыми нарушениями речи он проводит занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, (на четвертом году обучения – занятие по обучению грамоте); с детьми с интеллектуальной недостаточностью – занятия по развитию речи, игре, социально-эмоциональному развитию, формированию элементарных математических представлений, формированию пространственно-временных представлений.
На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного обучения и воспитания на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 3,5 часа в неделю;
на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 часа в неделю.
Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет (младшие группы) должна составлять до 10-15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет (средние группы) – до 20-25 минут. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10-12 минут. В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия.
- Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне дошкольного образования.
- Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании следующих документов:
- Подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания включает:
- Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне школьного образования.
- Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с опфр зрения в условиях интегрированного обучения и воспитания.