Характеристика методов обследования слуха детей
Чем раньше будет начато воспитание и обучение ребенка с нарушенным слухом, тем более высоких результатов можно достигнуть в общем и речевом его развитии, в сближении его с уровнем, характерным для детей с нормальным слухом.
В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указание Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденное™ и их реабилитации». В соответствии с этими документами предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает:
-
в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; при этом отмечается наличие у новорожденного фактора (факторов) риска из тех, что перечислены выше (см. с. 94),
-
в детских поликлиниках по месту жительства — обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрининг-методике с использованием звукореак- тотеста (ЗРТ) — специального портативного аудиометра; в случаях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соответствуют возрастной норме, то это дает основание подозревать у ребенка снижение слуха, в связи с чем он направляется в специализированное медицинское учреждение — сурдологический кабинет (центр, отделение),
-
в сурдологических кабинетах — проведение комплексного медико-педагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи (в стране около 120 сурдока- бинетов, которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во многих крупных городах).
Каждый ребенок с подозрением на снижение слуха нуждается в своевременном комплексном медико-педагогическом обследовании слуха.
Медицинское обследование предполагает отиатрический осмотр (осмотр врачом-отоларингологом) и аудиологическое исследование. Если отиатрический осмотр, как правило, не вызывает каких-либо затруднений, то аудиологическое исследование детей, особенно первых трех лет жизни, в силу их возрастных особенностей сопряжено с определенными трудностями. Однако существуют специальные методики исследования слуха, которые позволяют установить факт его снижения и оценить уровень и характер его нарушения у детей, начиная с периода новорожденности. К ним относятся:
- регистрация вызванной отоакустической эмиссии, позволяющей зафиксировать даже незначительное — на уровне 10 —15 дБ — снижение слуха;
- регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки — порог дискомфорта; эти данные крайне важны при слухопротезировании;
- тимпанометрия, позволяющая оценить состояние среднего ухи, что дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивнаи, смешанная, сенсоневральная;
- регистрация слуховых вызванных потенциалов — объективна)! аудиометрия, в результате которой определяются пороги сниже» ния слуха (слуховой чувствительности).
Эти методы исследования слуха называются объективными не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и урони его общего и речевого развития. Однако они требуют использопа ния специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожалв нию, не всегда оборудованы сурдологические кабинеты. Поэто' при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства с. направляют в крупные сурдологические центры, например, Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.
С 2-3 лет, по мере выработки у ребенка условной двигателыт реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игро* вое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование дошколи ника широко используемым методом игровой пороговой тонарм ной аудиометрии по условнорефлекторной методике. Этот меиш относится уже к субъективным методам, так как основан на дс'Ч» тельности самого ребенка.