logo search
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / нар

Характеристика методов обследования слуха детей

Чем раньше будет начато воспитание и обучение ребенка с на­рушенным слухом, тем более высоких результатов можно достиг­нуть в общем и речевом его развитии, в сближении его с уровнем, характерным для детей с нормальным слухом.

В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожден­ных и детей 1-го года жизни» и Указание Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденное™ и их реабилитации». В соответствии с этими документами предложе­на государственная система раннего выявления детей с подозре­нием на снижение слуха, которая предусматривает:

Каждый ребенок с подозрением на снижение слуха нуждается в своевременном комплексном медико-педагогическом обследо­вании слуха.

Медицинское обследование предполагает отиатрический осмотр (осмотр врачом-отоларингологом) и аудиологическое исследование. Если отиатрический осмотр, как правило, не вызывает каких-либо затруднений, то аудиологическое исследование детей, особенно первых трех лет жизни, в силу их возрастных особенностей сопря­жено с определенными трудностями. Однако существуют специаль­ные методики исследования слуха, которые позволяют установить факт его снижения и оценить уровень и характер его нарушения у детей, начиная с периода новорожденности. К ним относятся:

- регистрация вызванной отоакустической эмиссии, позволяю­щей зафиксировать даже незначительное — на уровне 10 —15 дБ — снижение слуха;

- регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки — порог дискомфорта; эти данные крайне важ­ны при слухопротезировании;

- тимпанометрия, позволяющая оценить состояние среднего ухи, что дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивнаи, смешанная, сенсоневральная;

- регистрация слуховых вызванных потенциалов — объективна)! аудиометрия, в результате которой определяются пороги сниже» ния слуха (слуховой чувствительности).

Эти методы исследования слуха называются объективными не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и урони его общего и речевого развития. Однако они требуют использопа ния специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожалв нию, не всегда оборудованы сурдологические кабинеты. Поэто' при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства с. направляют в крупные сурдологические центры, например, Мос­квы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.

С 2-3 лет, по мере выработки у ребенка условной двигателыт реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игро* вое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование дошколи ника широко используемым методом игровой пороговой тонарм ной аудиометрии по условнорефлекторной методике. Этот меиш относится уже к субъективным методам, так как основан на дс'Ч» тельности самого ребенка.