logo search
диплом

Введение

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость обеспечить подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Одной из основных и главных задач школы является формирование у детей прочных знаний по математике, что осуществимо при условии сформированности мыслительной деятельности.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «Я», а для этого необходимо работать над формированием мыслительной деятельности как необходимого условия развития интеллектуально и творчески развитой личности.

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальной школы над формированием мыслительной деятельности у младших школьников приобретает особенную значимость по ряду причин: во-первых, появились новые учебники для начальных классов, требующие от младшего школьника активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания; во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене школы при изучении разных предметов школьной программы от учеников требуется активная мыслительная деятельность по анализу, обобщению, конкретизации различных понятий и усвоению их содержания.

Большинство учебников по математике для начальных классов содержат специальные упражнения, цель которых – формирование у младших школьников приемов мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако эти задания часто воспринимаются учителем как дополнительные и необязательные (в связи с тем, что даются на страницах учебников эпизодически и, главным образом, в завершение материала урока – на полях или в нижней части страницы после основного материала), и потому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам класса. При этом опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием приемов мыслительной деятельности оказывает самое пагубное влияние на уровень формирования мыслительных умений младших школьников.

Многие учёные – психологи и педагоги – работали над проблемой формирования мыслительной деятельности у младших школьников, среди них следует выделить идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Л.В.Занкова. Ю.М.Лотмана, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.Г.Петерсон, М.И.Моро и других.

В различных учебных программах по математике для начальной школы уделяется внимание формированию мыслительной деятельности младших школьников, однако недостаточно глубоко разработана методика этой работы. Это положение определяет противоречие между необходимостью формирования мыслительной деятельности у младших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса в методической литературе. Названное противоречие определяет актуальность исследования, тема которого определена как «Формирование мыслительной деятельности у младших школьников на уроках математики».

Проблема исследования – каков должен быть комплекс математических заданий для повышения критериев сформированности мыслительной деятельности младших школьников.

Объект исследования – процесс организации уроков математики младших школьников.

Предмет исследования – комплекс математических заданий как средство повышения мыслительной деятельности младших школьников на уроке математики.

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка комплекса математических заданий как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников на уроке математики.

Гипотеза исследования – формирование мыслительной деятельности младших школьников на уроке математики будет успешным, если систематически будет использован комплекс математических заданий, который:

- направлен на формирование мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики;

- будет использоваться на всех этапах урока (актуализация знаний, объяснение нового материала, повторение и закрепление знаний).

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать … литературу по проблеме исследования.

  2. Изучить методику организации уроков математик в начальной школе.

  3. Выделить критерии качества сформированности мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики.

  4. Разработать и апробировать комплекс математических заданий, направленный на повышение сформированности мыслительной деятельности младших школьников.

Методы исследования: 1) изучение и теоретический анализ литературы по теме исследования; 2) теоретические методы для отбора содержания и разработки комплекса математических заданий, направленного на повышение сформированности мыслительной деятельности младших школьников; 3) математические методы для обработки материала, полученного в ходе работы с учащимися.

Структура исследования – исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.