logo search
курсовая jr

1.1 Великие педагоги о роли труда в формировании личности

Л.Н. Толстой в одном из своих писем утверждал: «… при усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного часа, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна»

Большое внимание творческой разработке путей развития трудового воспитания в школе, методике организации детского труда уделяла Н.К. Крупская. В своих многочисленных работах Н.К. Крупская указывала, что каждый человек должен владеть современной культурой труда, уметь выполнять любую работу быстро, четко, рационально, уметь обращаться с инструментами, машинами и различными материалами, одинаково хорошо работать и головой и руками. Она считала, что при целесообразном применении труд может стать рычагом духовного развития детей. Для этого труд должен интересовать ребенка, быть не только физическим, но и умственным; результат труда ребенок должен понимать; трудиться ребенок должен не только в школе, но и за ее пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим; непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему делу.

В теорию и практику школы и трудового воспитания определенный вклад внес А.С. Макаренко. Он писал, что дети - будущие граждане общества и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они в состоянии будут принимать участие в труде, насколько они к этому труду будут подготовлены. В труде, по мнению А.С. Макаренко, воспитываются взаимовыручка, поддержка, уважительное отношение к людям труда, чувство товарищества. «…В воспитательной работе, - подчеркивал он, - труд должен быть одним из самых основных элементов». [1, с.395] Он указывал на необходимость организации производительного труда воспитанников, результатом которого являлось бы создание материальных ценностей, развитие инициативы в работе.

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. «Мы хорошо знаем, - писал Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми дынными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости». [1, с. 398]

Существенная функция труда, которую отмечали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

Труд, как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Чтобы осуществлять производственную профориентацию школьников необходимо использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивал Сухомлинский В.А. По словам В.А. Сухомлинского, труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. [2, с.11].

В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности стремился так организовать труд учащихся, чтоб он был одухотворен мыслью, высокой идеей, был связан с трудом родителей, с потребностями города и села. Творческое отношение к труду стимулирует воспитание у школьников трудовых увлечений. Интерес к труду развивает дух пытливости, исследования. По связи с духовной жизнью школьника В. А. Сухомлинский различал три группы стимулов к труду: стимулы идейные, связанные с убеждениями, взглядами; стимулы интеллектуальные, связанные с нравственной оценкой, интеллектуальной насыщенностью труда, стремлением к высокой трудовой культуре; стимулы эстетические, связанные с оценкой красоты трудового процесса и материальных результатов труда. [3, с.202].