7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей)
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966).
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;
2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;
3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других,
близких им людей;
4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у учащихся средних классов. Но, с другой стороны, они могут подменяться оригинальничаньем, незрелыми и неправильными эстетическими представлениями;
5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из-за предательства (Hartup, 1989);
6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредствен-
на, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления.
- Лекция 15 Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 6. Эмоциональная сфера подростков
- 7. Эмоциональная сфера старшеклассников (юношей)
- 8. Возрастные изменения различных проявлений эмоциональности
- 9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16,10. Половые различия в эмоциональной сфере 411