logo search
зая

2.3 Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр

Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть посто янно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в боль ших коробках.

Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать — надпись).

В коробку складываются все атрибуты для игры. Ат рибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные ко пии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И   обяза тельно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше лети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брус ков, палочки от мороженного, крышки от бутылок.

Если приобрести разноцветные коробки, то это внесет некую яркость в оформление группы.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать  детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

        Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спин ки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

        Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям раз вернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

Обязательно должно быть  кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные пла тья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на ве шалках или лежать на полочках.

        Уголки ряжения в  младших группах лучше иметь сундуки, в которых бу дут находиться элементы ряжения в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоян но аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобраз ной отдушиной, уголком «психологической разгрузки» от при лежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья.         Комплекты постельного белья или просто лоскуты тка ни для «стирок и глажения».

Для развития игровой деятельности необходимо выполне ние нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и про фессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невоз можно развитие творческой самодеятельной игры детей.

Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Необходимым условием является доступность к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изодеятельности.

           В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся  в специальном шкафчике, доступном для детей,  или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

           Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.  Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

             В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.

             При анализе  психолого-педагогической литературы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Р. И Жуковская, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова) можно сделать вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того, чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)

         Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

  2. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.

  3. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.

  4. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.

  5. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.

  6. Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.

  7. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.

  8. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.

  9. Горышева В. Из опыта работы // Дошкольное воспитание, 1995. - №8

  10. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.

  11. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2000-57.

  12. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М.Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с

  13. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989-121.

  14. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978-327.

  15. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-51-57.

  16. Рогов Е.И. Настольная ига практического психолога в образовании.-М.Владос, 1996.

  17. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980-64с

  18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.

  19. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27.

  20. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.

  21. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997-127.

  22. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29

  23. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993-87.

  24. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. А. Михайленко. – М., 1986-145.

  25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.

  26. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976-327.

Приложение

Приложение 1

                                Метод комплекса руководства игрой [4;4]

Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры)

Обогащение детей знаниями и опытом деятельности

Развивающая предметно-игровая среда

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Педагогическая поддержка самодеятельных игр

Приложение 2

Обоорудование для группы раннего развития (2-3 года)

Спальня

  1. кроватки разных размеров (до 5 штук)

  2. для кроватки — постельные принадлежности (одеяло, просты ня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка - до 5 наборов)

  3. коляски (до 5 штук)

  4. куклы-младенцы в конвертах (до 4 штук)

  5. шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и лет ней одежды для кукол

      Столовая

  1. стол (до 2 штук)

  2. стулья (до 8 штук)

  3. кресла и диванчик

  4. наборы чайной и столовой посуды

  5. телефон со звонком

  6. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).

Ванная

  1. ванночка для купания кукол

  2. тазик для стирки

  3. веревка для белья и прищепки

Магазин продуктов

  1. маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогур тов, творожков, соков и т.п.) — чисто промытые, из пластика или картона

  2. игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей или фрук тов (восковые муляжи лучше не использовать)

  3. таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд - супов, компотов, каш, мясных блюд

  4. возможно, кассовый аппарат

  5. сумочки, корзиночки разные

«Парикмахерская»

  1. зеркало

  2. расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или ли нолеума

Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряжения»

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуж дать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.

Воспитатель показывает детям, как использовать в игре пред меты-заместители: кубик — хлеб, маленький кирпичик — кусо чек мыла, палочка-градусник. Поэтому нам необходим специ альный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.

Зона конструирования

  1. большой конструктор-строитель деревянный

  2. настольные строительные наборы из дерена

  3. крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик»)

  4. небольшие игрушки для обыгрывания построек

Транспортные игрушки и двигатели

  1. автомобили грузовые (не менее 4 шт.)

  2. автомобили легковые (не менее 4 шт.)

  3. автобусы

  4. паровозы (электровозы) с вагончиками;

  5. лодочки

  6. самолеты

  7. крупные игрушки-двигатели

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных

Приложение 3

Оборудование для второй младшей группы

Для игры «Семья»

Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы и кон вертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Ку кольная одежда может помешаться уже не в отдельном шка фу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обо значение: например, на коробку с постельным бельем мож но поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежин ку и т.п.

 Оборудование для игр с куклами

  1. постельные принадлежности (до 5 комплектов)

  2. мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров)

  3. коляски, санки и качели для кукол

  4. стиральные наборы

  5. утюги

  6. телефон со звонком

  7. наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной; посуду тоже не обязательно помешать в отдельный шкаф или красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные красивые коробки

Зона для игры в «Магазин»

  1. прилавок или витрина

  2. несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком; молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого разме ра, бакалейные или гастрономические товары

  3. кассовый аппарат

  4. сумочки разные

Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градус ники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.

«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пласти ка или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и ка тера разных размеров, самолеты, вертолеты.

Игровые строительные наборы,предметы-заместители.

Приложение 4

Оборудование для средней группы

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

  1. наборы одежды и обуви

  2. мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки

  3. коляски, сапки и качели для кукол

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясоруб ка, кухонный комбайн, тостер и др.

  1. Игровая зона «Магазин»

  1. Прилавок

  2. «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз  личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на  боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, ба калеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Не обходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько мага зинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.

  3. «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.

  4.  «Магазин игрушек»

         Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с об разцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щип цы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под ду хов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

            Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять неболь шая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут исполь зовать для создания различных атрибутов. Например, из ку бика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

          Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть бано чек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смывают ся, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упако вок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таб летки.           Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомоби ли; автомобили специального назначения; автобусы; лодоч ки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

          Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных ма териалов и разного размера.

         Зона конструирования: большой напольный конструктор- строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгры вания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которо го они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сю жетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сун дучке)

Приложение 5

Оборудование для старшей и подготовительной групп:

Макеты:

  1. макет средневекового замка,

  2. макет корабля — парусного судна, парохода или современного теплохода,

  3. ма кеты различных жилых помещений и др.

Атрибуты для игры «Семья»

  1. куклы разные

  2. наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня»

  3. посуда кухонная, столовая и чайная

  4. различные кухонные приборы и техника — мясорубка, тос тер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник

Атрибуты для игры «Магазин»: 

  1. магазины делаются самые раз ные - продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехни ка», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игру шек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др.

  2. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги».

  3. кассовый аппарат, корзинки и сумочки для покупок.

Атрибуты для игры «Парикмахерская» или «Салон красоты»:

  1. самодельные альбомы с образцами причесок, к

  2. кукольные рас чески,

  3. фены,

  4. бигуди,

  5. щипцы для завивки;

  6. небольшие небью щиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.

Атрибуты для игры «Ателье»: 

  1. «рулоны» ткани,

  2. Выкройки одежды,

  3. самодельные журналы мод.

  4. Швейные машины.

  5. Стойка для одежды и плечики.

  6. Возможно, игрушка-манекен.

        Атрибуты для игр «Больница» или «Аптека»: в старшем воз расте дети знакомятся с различными специализациями вра чей, поэтому и атрибутика игры значительно обогащается.

  1. таблицы для проверки зрения,

  2. различные игрушечные хирургические инструменты,

  3. игру шечные шприцы,

  4. бинты.

  5. Можно сделать коробочку с «ре гистратурой» — в нее помешаются «амбулаторные карты».

  6. Баночки для лекарств по-прежнему без этикеток, оклеены яркой бумагой.

Атрибугы для игр «Транспорт»: 

  1. грузовые и легковые автомо били разного размера и разных марок;

  2. автомобили специаль ного назначения;

  3. автобусы и троллейбусы; лодочки и катера разных размеров;

  4.  самолеты и вертолеты.

  5. Добавляется строи тельная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор Можно вырезать рули и штурвал из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

Атрибуты для игр «Школа» и «Библиотека»: 

  1. самодельные тет ради и книги,

  2. мелки,

  3. картинки,

  4. наборы цифр и букв,

  5. для библиотеки - самодельные формуляры

  6. детские книги.

Атрибуты для игры «Почта»: 

  1. самодельные посылки - не большие;

  2. открытки,

  3. телеграммы,

  4. письма в самодельных кон вертах,

  5. игрушечный штемпель (детская печать).

Игрушки-животные:

  1. наборы домашних животных

  2. дикие животные средней полосы России,

  3. животные жарких стран,

  4. животные доисторической эпохи (динозавры) из разных материалов и разного размера.

Зона конструирования: 

  1. большой напольный конструктор-строитель;

  2. настольный строительный материал;

  3. различные пластиковые конструкторы.

  4. Схемы для конструирования.

  5. Коробки с бросовым материалом — лоскутами ткани, кожи, бумагой и др., который дети могут использовать для изго товления атрибутов различных игр.

Так как содержание детских игр значительно обогащается, то могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Телевидение». Для «Рекламного агент ства», например, нужны будут рекламные проспекты, сде ланные самими детьми: вырезанные из разных журналов, на клеенные в определенном порядке образцы различных товаров. Для «Туристической фирмы» нам понадобятся ту ристические проспекты, «база данных» на карточках, модель компьютера и т.д. Для игры «Телевидение» - игрушечный микрофон, макет телекамеры или игрушка-телекамера, кофр для телекамеры и т.п.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики, воины разных эпох и народов.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал.

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

  1. наборы одежды и обуви

  2. мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки

  3. коляски, сапки и качели для кукол

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясоруб ка, кухонный комбайн, тостер и др.

  1. Игровая зона «Магазин»

  1. Прилавок

  2. «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз  личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на  боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, ба калеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Не обходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько мага зинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.

  3. «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.

  4.  «Магазин игрушек»

         Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с об разцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щип цы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под ду хов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

            Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять неболь шая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут исполь зовать для создания различных атрибутов. Например, из ку бика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

          Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть бано чек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смывают ся, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упако вок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таб летки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» — стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.

           Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомоби ли; автомобили специального назначения; автобусы; лодоч ки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

          Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных ма териалов и разного размера.

         Зона конструирования: большой напольный конструктор- строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгры вания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал.

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

  1. наборы одежды и обуви

  2. мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки

  3. коляски, сапки и качели для кукол

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясоруб ка, кухонный комбайн, тостер и др.

  1. Игровая зона «Магазин»

  1. Прилавок

  2. «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз  личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на  боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, ба калеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Не обходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько мага зинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.

  3. «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.

  4.  «Магазин игрушек»

Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с об разцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щип цы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под ду хов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять неболь шая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут исполь зовать для создания различных атрибутов. Например, из ку бика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть бано чек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смывают ся, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упако вок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таб летки. Также можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» — стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.

Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомоби ли; автомобили специального назначения; автобусы; лодоч ки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких животных средней полосы России, сделанные из разных ма териалов и разного размера.

Зона конструирования: большой напольный конструктор- строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгры вания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Приложение 6

Сценарии сюжетно-ролевых игр "Парикмахерская»

(для детей младшего и старшего возраста)

 Планомерное обогащение опыта детей

Воспитатель старается приурочить свое собственное по сещение парикмахерской к началу ознакомления детей с игрой. В группе он обращает внимание детей на свою новую при ческу, рассказывает детям, где и как его обслуживали.

Обращается к личному опыту детей. Были ли они в па рикмахерской, ходят ли в парикмахерскую их мамы и папы. Как изменяются мамы после посещения салона, какими они были раньше и какими стали.

Воспитатель выясняет, знают ли дети, какие действия совершает взрослый  в парикмахерской (стригут, моют, красят, сушат во лосы, вытирают их полотенцем и т.д.)

Беседа об атрибутах, необходимых для работы парик махера.

  1. Литературно-информационная поддержка, игры, загадки

Носить легко - Считать тяжело.

(Волосы)

Не сеют, не сажают - Сами вырастают.

(Волосы)

Хожу-брожу не по лесам, Л по усам и волосам, Л зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа)

Среди кудрей гуляла И зубчик потеряла.

(Расческа)

Ношу их много лет. А счета им не знаю.

(Волосы)

Два кольца, два конца. Посередине - гвоздик.

(Ножницы)

Глядись в меня хоть целый день, Коль на себя смотреть не лень. (Зеркало)

Вот чудесное окошко: Кошка в нем увидит кошку. Посмотрел а окно Барбос - Там хвостом виляет пес. Я взглянул - и в этот миг Человек в окне возник.

(Зеркало)

2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие, досуговые, народные игры)

 Примерный сценарий игры.

1 вариант

Воспитатель после дневного сна объявляет, что сегодня в группе открывается парикмахерская. Традиционное приче сывание девочек после сна происходит в уголке парикмахер ской. Ожидающие высаживаются в очередь. Воспитатель сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образцы общения и действий:

«Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вам сделать один хвостик, два? Вы хотите три хвостика? Замечательно. Пожалуй ста! Вы довольны моей работой? Я тоже рада, что вам понрави лось. Приходите к нам еще. Например, после ужина, я предло жу вам новую прическу. Пожалуйста, следующий!»

2 вариант (самый любимый детьми)

Воспитатель вверяет себя в детские руки. Играть с вос питателем для ребенка большое удовольствие. Обычно па «парикмахера» в этот момент смотрят с завистью остальные дети.

•        Воспитатель жалуется кому-то из детей, что совсем нет времени сходить в парикмахерскую, и просит ребенка по мочь ему.

Воспитатель играет роль очень вежливого, но требова тельного клиента. Он может предложить ребенку действовать в соответствии со своим «парикмахерским» опытом. Если вы ясняется, что опыт ребенка достаточно беден, то воспитатель начинает подсказывать ребенку:

Не могли бы вы сначала помыть мне голову?

А теперь высушите меня, пожалуйста, феном.

Мне хотелось бы, чтобы с двух сторон у меня были бы вот эти заколочки.

3 вариант

Воспитатель может обогатить игру «Семья» новым сюже том. Особенно если видит, что интерес к игре затухает. «Танеч ка, мне кажется, что твоей кукле пора сходить в парикмахерс кую. Что-то волосики у нес спутались, да и челка стала длинновата. (Громко.) А когда у нас откроется парикмахерская? У нас уже очередь собирается! Кто у пас сегодня будет парикмахером?»

4 вариант

Используется, когда игра детям хорошо знакома, но инте рес к ней затух. Воспитатель за несколько дней до игры убира ет все старые атрибуты. Заранее подготовленные новые не выставляет сразу, а сообщает детям, что сегодня для парикма херской поступил из магазина новый товар. Воспитатель пред лагает будущим клиентам поучаствовать в «презентации» нового товара. Воспитатель достает атрибут, рассматривает его с детьми, оговаривает действия с ними предлагает парикмахе ру по-новому оформить свой уголок.

Способы выхода из игры.

«Какие все сегодня у нас стали красивые. Славно поработали наши парикмахеры. Но на сегодня рабочий день закончен. Завтра наша парикмахерская вновь откроет для вас свои двери».

Если игра не затухает, а уже по времени ее следует завершить, то предупреждение делается заранее. «Внимание! Парик махерская обслуживает последнего клиента. Не успевшие сде лать себе прическу могут рассмотреть журнал и выбрать ту прическу, которую будут делать завтра». Таким образом, не по игравшие дети еще как бы участвуют в игре и выходят из нее безболезненно.

Воспитатель может выполнить роль директора-проверяющего. «Что-то у вас, Мариночка, шампунь совсем закончил ся и лака для волос совсем нет. Придется закончить работу. Зав тра непременно закупите все новое и лучшее».

Роли, которые могут исполнять дети: парикмахер (жен ский и мужской мастер), ученик парикмахера, маникюрша, косметолог; клиенты, которым надо сделать прическу, или мамы, пришедшие в парикмахерскую, чтобы постричь детей.

Игровые действия.

Надевание на клиента пелеринки.

Причесывание.

Стрижка.

Отряхивание состриженных прядей с пелеринки.

Мытье головы.

Вытирание полотенцем.

Сушка феном.

Окраска волос.

Покрытие лаком.

Опрыскивание духами.

Накрутка на бигуди. (Внимание! Требует осторожности!)

Плетение косичек на длинных волосах.

Закалывание разнообразными заколками.

Прикалывание искусственных прядей.

Проведение пробора.

Стягивание хвостиков.

Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить чашеч ку кофе или модный журнал.

Ожидающие клиенты также могут пить кофе и рассмат ривать образцы причесок в журнале.

Игры-спутники, введение новых временных ролей.

«Семья» - предложить родителю самому сходить или сво дить ребенка в парикмахерскую.

«Магазин» — организовать временный стеллаж по про даже косметических средств по уходу за волосами и предложить парикмахеру посетить магазин.

«Шоферы» - предложить парикмахеру съездить за новым товаром на машине.

Развивающая предметно-игровая среда

Атрибуты для игры

Зеркало. (Размер и уровень зеркала должны быть таки ми, чтобы свое отражение видел и «клиент», и «парикмахер»),

Тумбочка, полочка для хранения атрибутов.

Разные виды: расчесок. Расчески должны быть с редки ми, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.

Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.

Можно бигуди-л и пучки, но в том случае, если в группе нет девочек с длинными волосами. На среднюю длину волос размер бигудей должен быть рассчитан на один оборот пряди.

Пластмассовые ножницы (хорошо бы найти недейству ющую машинку для мужских стрижек).

Игрушечный фен.

Мисочка и щеточка для окраски волос.

Пелеринка для клиенга.

Фартук-накидка для парикмахера.

Полотенце.

Заколки, резиночки, бантики, обручи, искусственные накладные прядки, локоны на заколках. Можно иметь один блестящий новогодний парик.

Журнал с образцами причесок. Можно приобрести кни гу-энциклопедию с различными вариантами девичьих причесок, использования заколок, приемов завязывания бантов и прочих украшений прически.

В рамках расширения услуг

Флакончики от лака дли ногтей,

Набор косметический (имитация).

Альбом с образцами макияжа.

Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Варианты раздела «Активизация проблемного общения взрос лою с детьми уже рассматривались во втором разделе. Это и при мерные сценарии хода игры, и некоторые дидактические упраж нения, направленные на решение проблемных ситуаций, и усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников.

Приложение 7

Примерный конспект сюжетно-ролевой игры «ПУТЕШЕСТВИЕ»

(для старшего дошкольного возраста)

Планомерное обогащение опыта детей

Рассматривание различных энциклопедий, посвящен ных географическим открытиям и космосу.

Беседы о труде космонавтов, рассматривание иллюст раций, фотографий.

Беседы о труде моряков, рыбаков, научных исследова телей. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Что можно прочитать детям:

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лед», «Первая ра диограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение».

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Самый лучший пароход», «Магеллан»

Литературно-информационная поддержка игры

КАПИТАН

На корабле главный человек — капитан! В дальнее плава ние ходят на очень больших кораблях. Там дружно трудятся люди разных профессий. Обязательно есть на корабле боцман и матросы. Есть также штурман, механик и радист. Есть судовой врач и повар (на корабле говорят не повар, а кок!). Но капитан — са мый главный. Его слушается вся команда. Он все знает про ко рабль. Про волны и шторма. Он знает много разных наук: астрономию, географию, механику и, конечно, морское дело! В плавании могут встретиться разные опасности. И капитан дол жен сделать все, чтобы спасти корабль! Если все же с кораблем случится беда, то капитан покидает его последним.

Замечательная это профессия! Многие дети мечтают быть капитанами. Особенно мальчики. О капитанах написано мно го интересных книг. О них созданы фильмы и спектакли. Ког да подрастешь, узнаешь про увлекательные приключения ка питана Врунгеля. капитана Немо и капитана Гранта. И, конечно, ты прочитаешь книгу писателя В. Каверина «Два капитана». У главного ее героя Сани Григорьева был прекрас ный девиз: «Бороться и искать, найти — и не сдаваться!»

(Изобразительный ряд: фуражка с крабом, корабли, при боры и т.д.)

ВОДОЛАЗ

Капитан, конечно, самый главный человек на флоте. А слыхал ли ты о такой профессии, как водолаз?

Это одна из древнейших профессий. Давным-давно люди научились нырять в глубину и добывать жемчуг, кораллы, губ ки. Правда, называли таких людей в старину не водолазами, а ныряльщиками. Под водой человек долю не может пробыть: ему не хватает воздуха. Он обязательно должен вынырнуть че рез несколько минут и подышать. Сейчас водолазы спускаются под воду в специальных скафандрах. В скафандре мож но находиться под водой очень долго. Туда подают воздух по специальным трубкам, и водолаз им дышит. Это трудная и опасная профессия. Водолазом может стать только очень сме лый человек. И умелый! В наши дни водолазу приходится быть мастером на все руки. И строителем, и монтажником, и ре монтные работы под водой делать.

А еще водолазы снимают фильмы о жизни под водой. Мо жет быть, ты видел такие фильмы по телевизору?

(Изобразительный ряд: скафандр, приборы, подводный мир и т.д.)

РЫБАК

Рыбу, которую мама приготовила тебе на ужин, поймали в реке или в море рыбаки. В реке можно рыбу удочкой ло вить. Многим детям такое занятие очень нравится. В море рыбу поймать не так просто, как в реке. Море глубокое. Рыбы там видимо-невидимо. И ловят ее большими сетями (их на зывают тралами). Спускают эти сети в воду с корабля, кото рый называется траулером. Прежде чем сети в воду спустить, рыбаки выслеживают стаю рыбы. Помогают им в этом спе циальные приборы — эхолоты. Как устроены эти приборы, ты узнаешь, когда подрастешь. А пока знай, что рыбу к твоему столу передавали друг другу по цепочке добрые руки труже ников разных профессий. Рыбаки — шоферам, шоферы — продавцам. Так что ешь и не капризничай. Врачи говорят, что в рыбе много полезных веществ для твоего здоровья!

(Изобразительный ряд: рыба, траулер, сети, удочка, при лавок и т.д.)

Просмотр мультфильмов в д/с или рекомендации к домаш нему просмотру.

«Тайна третьей планеты», «Степа-моряк», «Мореплавание Солнышкина», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ»

Рекомендации родителям. Прочтите детям дома

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Не знайка на Луне».

Э. Хогарт «Мафии ищет клад», С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали в мире трав и растений», С. Сахарное «Разноцветное море», Б. Житков «Челюскинцы», Б. Житков «Что я видел», Г. Снегирев «Рассказы».

Экскурсии

«Музей космонавтики», «Музей Востока», Палеонтологический музей, Музей им. К.А. Тимирязева, Музей им. В.И. Вернадского.

Беседы из личного опыта

Уважаемые родители! Наверняка вам доводилось путеше ствовать на кораблях, туристических лайнерах. Или вы за ядлый турист, альпинист, байдарочник. А может быть, кто-то из наших пап, дедушек проходил службу на военных кораблях и участвовал в боевом походе. Расскажите детям о своих увлечениях, вспомните интересные истории, покажите фотографии.

Примерный сценарий празднования домашнего дня рож дения «На пиратском острове». (См. приложение см. с. 94.)

Упражнения на развитие творческого мышления и вооб ражения.

Эти дидактические упражнения помогут детям пополнить копилку игровых ситуаций. Такие упражнения желательно про игрывать в разных вариантах.

Дидактическое упражнение «Потому, что...»

Советы начинающим работать с этой игрой

Поначалу активность детей будет низкой. Не отчаивайтесь. Предлагайте ответы сами.

Стимулируйте активность детей. Радуйтесь каждой попыт ке включиться в игру.

Поощряйте любой ответ, даже самый нелепый и фантасти ческий. Если видите, что ответ, что называется, «взят с потол ка», все равно хвалите. Пытайтесь найти глупому ответу весь ма логическое объяснение. (Не забывайте, что таким образом вы обучаете ребенка творческому мышлению и даете пример решения изобретательских задач.)

Принятие ответов, их поощрение в конце концов приводит к тому, что дети раскрепощаются, фантазия пробуждается. По степенно они сами начинают искать логические объяснения своим ответам.

Игра должна проходить в достаточно быстром темпе.

В этой игре детям позволяется кричать наперебой, одновре менно. Нельзя сдерживать желание высказаться.

Любой ответ ребенка громко повторяется воспитателем и поощряется:

Молодец!

Здорово придумал!

Какая замечательная мысль!

Даже я так бы не придумала!

Послушайте, что придумал Саша...

Ухты!

Отличная идея!

И т.д.

Варианты вопросов

«Наш корабль отправился в плавание потому, что...»

Он перевозит пассажиров

Он перевозит грузы

Корабль-исследователь должен открыть и описать новые страны

Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи

Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах

Пиратский корабль отправился на разбой

Корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой

Научный корабль, он остановится посреди моря, и аква лангисты будут изучать морских обитателей

И т.д.

«На корабле объявлена тревога потому, что...»

Приближается пиратский корабль

Корабль сел на мель

На корабле начался бунт

Обнаружена серьезная поломка

Приближается серьезная буря

И т.д.

«Моряки причалили к необитаемому острову потому, что...»

На корабле закончились еда и вода и нужно пополнить запасы

Корабль исследовательский, нужно обследовать остров и нанести его на карту

Корабль нуждается в починке, после шторма.

Корабль ушел от преследования пиратами и спрятался в бухте

На корабле заболело много матросов, им нужен покой и отдых

Именно на этом острове спрятан клад, отмеченный на карте

На этот остров высаживают заговорщиков и бунтовщиков

«Корабль сел на мель потому, что...»

Это его морская буря вышвырнула

Был сильный туман и моряки не увидели мель

Рулевой заснул на вахте

Рулевой оказался плохо обучен

Эта мель не была обозначена на карте, наверно, появи лась недавно, после землетрясения

Корабль вынесло на мель гигантской волной цунами

Дидактическое упражнение «Составление рассказа»

Если дети успешно справляются с предыдущим упражне нием, то им можно предложить цепочку упражнений. В резуль тате получается небольшой рассказ о морских приключениях. Правила: Ведущим является педагог. Как и в прошлом упражнении, он задает вопрос, повторяет все ответы, хвалит, но для про должения выбирает только один из вариантов. Упражнение должно проходить в достаточно быстром темпе. Примечание. На некоторые вопросы не получается большого ко личества вариантов ответов. В таком случае достаточно и одного.

Пример:

Наш корабль отравляется в плавание потому, что.... Дети: На корабле плывут туристы (Замечательно!); он должен открыть и описать новые страны (Отличная идея!); получено бутылочное письмо с просьбой о помощи (Ух ты!), найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах (Здорово приду мано!); пиратский корабль отправился на разбой (Вот так ис тория!); корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступа ет с ними в бой (Молодей!); научный корабль, он остановится посреди моря, и аквалангисты будут изучать морских обитате лей (Очень интересно!).

Воспитатель: Очень интересные предложения. Но наш корабль отправился в путь, потому что должен спасти человека. Три дня на всех парусах мчался наш корабль по океану. А на четвертый день ему пришлось остановиться, потому что... (Далее по ана логии. Все ответы поощряются, громко проговариваются, но выбирается только один.)

Воспитатель: Во время шторма корабль получил пробоину. Матросы решили... (Плыть к ближайшему острову и ремонти роваться, забить пробоину изнутри досками, опустить водола за для починки снаружи, корабль починить нельзя и нужно высаживаться на плоты и шлюпки.)

Воспитатель: Матросы решили спустить водолаза, чтобы он снаружи заделал пробоину. Водолаз справился с работой и на чал подниматься на корабль, но вдруг... (Кончился воздух, за путался в веревках, на него напала акула, увидел что-то инте ресное на дне.) И так далее.

Дидактические игры.

«Солнечная система» - настольно-печатная игра, позволя ющая расширить знания детей о планетах солнечной системы.

«Сказочная карта мира» — после прочтения книги силуэ ты сказочных героев располагать на карте (в какой стране про живал автор).

«Через тернии - к звездам» - настольная игра.

Настольно-печатные игры можно изготовить самостоя тельно.

Сейчас в продаже появилось множество настольно-печатных игр, посвященных разнообразным путешествиям. Некоторые из них сложны для дошкольников. В таких слу чаях можно использовать только игровые поля и игровые атрибуты, а правила адаптировать к имеющимся у детей знаниям. Например, попадая на кружок определенного цвета, ребенок должен что-то вспомнить или придумать. Разнообразные вопросы и задания можно выписать на карточки соответствующих цветов. Попав на кружочек красного цвета, ребенок выбирает карточку красного цве та, а воспитатель читает ему задание или вопрос. Вопро сы можно брать из дидактического упражнения «Потому, что...»

Сюжетно-дидактическая игра «Веселое путешествие в Африку», с помощью которой дети узнают о новых для себя игровых действиях. 3. Развивающая предметно-игровая среда

Атрибуты для игры в «Путешествие»

Географическая и контурная карты мира.

Карта звездного неба.

Изображения планет, животных.

Приборы: компас; фонарик; бинокль, подзорная труба; фотоаппарат; наушники и рация (макет рации); штурвал, руль. (Все это можно замещать разнообразным бросовым материа лом: коробки, разнообразные цилиндры и т.д.)

Крупные модули для построек (корабля, ракеты, поезда).

Карточки с описанием планет.

План-схема групповой комнаты.

Бескозырки, матросские воротники (можно заменять лоскутами ткани).

«Клад» — разноцве гные камушки в сундучке, бусы, колеч ки (можно заменять разноцветными крышками от Йогуртов).

Крышечки от йогуртов могут быть и камнями, подня тыми со дна, и рыбой, и т.д.

Игровое пространство.

Игра предполагает использование всего группового про странства. Для активной, увлекательной игры педагог должен позволить детям несколько больше, чем и других играх. Разу меется, воспитатель должен всегда держать игру под контро лем и подстраховывать детей, если они, к примеру, будут «пре одолевать пещеру», проползая под взрослым стулом.

Под контролем воспитателя детям можно позволить

Ползать под взрослым стулом

Ходить змейкой между столами

Накрыть стол покрывалом и устроить там палатку

Проползти под кроватью

Перепрыгивать скамеечки в раздевалке

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Примерный сценарий игры.

1 вариант

После знакомства детей с глобусом и картой предложить для игры вырезанные из картона силуэты материков. Дети обводят трафареты, рисуют маршруты путешествий, поисков клада, спа сения людей, захваченных в плен пиратами, чудовищами.

2 вариант

Воспитатель вместе с детьми строит пароход (машину, самолет, поезд, ракету...), предлагает отправиться в путешествие, в ходе ко торого происходят разные приключения (на морс поднимается буря, корабль терпит крушение, или его захватывают пираты, или на корабль нападает гигантский кальмар).

В пути в руки путешественников попадает бутылка с пись мом (нарисованным письмом, планом-схемой), ориентируясь по которому можно спасти человека, попавшего в беду (найти клад). По пути надо преодолеть преграды (болота, огонь, про пасти и т.д.), выполнить задания (шуточные).

Заканчивается игра спасением человека, нахождением плана.

3 вариант

После чтения литературы об открытии Колумбом Амери ки предложить детям придумать свою страну: на каком транспорте туда можно добраться

что в этой стране есть интересного, необычного придумать и нарисовать несуществующих животных, дать придуманной стране название

4 вариант

Воспитатель предлагает представить, что дети попали на Луну (или любую другую планету), вспомнить, какие на ней условия жизни, и выполнять игровые действия в соответствии с ними:

нет воздуха — надеть скафандры;         на планете невесомость - движения

Попытка педагога выйти из игры и предоставить детям самостоятельное развертывание сюжета.

Воспитатель может развернуть игру, взяв на себя роль капи тана. Через небольшой отрезок времени капитан «получает трав му, заболевает» и совместно с корабельным доктором приходит к решению высадиться на ближайшем острове для лечения. Ко мандование кораблем передается помощнику. С радистом зак лючается договор - поддерживать связь. Капитан, находясь на лечении, по мере надобности связывается с командой, спраши вает о делах, дает рекомендации.

Способы безболезненного выхода детей из игры.

Воспитатель предлагает продолжить игру-путешествие на прогулке, построив космический корабль (машину, эки паж и т.п.) из песка (снега, картонных коробок) на участке детского сада.

Можно предложить детям от игры перейти к занятиям: «Я тоже путешествовала однажды (по стране цифр, по государ ству звуков, по жарким странам и т.п.) и узнала очень много нового. Я хочу рассказать вам об этом» или «А вы знаете, что путешествовать можно не только на машине или на поезде, на корабле или самолете? Можно путешествовать мысленно, с помощью географической карты или глобуса, с помощью цвет ных карандашей или красок...».

Роли, которые могут исполнять дети.

Путешественники, пираты, кладоискатели, мореплаватели (капитан, штурман, радист, матросы), журналист, фотограф

Игровые действия.

Постройка транспорта.

Составление маршрута путешествия.

Действия в соответствии со взятой на себя ролью: лече ние — для корабельного врача; приготовление пищи — для кока; борьба со стихией — для матросов; управление транс портом — для капитана, его ремонт, заправка топливом – для механиков и т.д.

Знакомство с образом жизни новой страны.

Действия в соответствии с условиями жизни на планете (невесомость, отсутствие воздуха, высокая температура, посто янная ночь, холод, тьма).

Подбор редких, необычных животных для зоопарка.

Во время путешествия можно плутать по лабиринтам, преодолевать пропасти, бороться с огненной стихией, спа сать товарища, который заблудился, поранил ногу, попал в плен и т.д.

Игры — спутники, введение новых временных ролей.

«Больница», «Аптека»

«Кухня-камбуз»

«Библиотека» (мы можем после путешествия устроить встречу с детьми и рассказать им о своих приключениях, пока зать фотографии и т.д.)

«Зоопарк», «Музей», «Театр», «Магазин» в другой стране.

«Парикмахерская» (парикмахерская может быть откры та на острове Тумба-Юмба, где путешественникам сделают эк зотические прически)

Развитие игры

«Космос»

«Ищем клад»

«Мореплаватели»

ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ

Из книги С. Сахарнова «Самый лучший пароход»

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАРОХОД Тимкин отец был матросом. Как-то Тимка спросил:

-        Пап, ты на каком пароходе сейчас плаваешь?

Отец засмеялся:

-        На самом лучшем. Наш пароход самый большой, самый быстрый, с белой трубой и золочёной сиреной. Гудит — уши затыкай: ту-уу-мб!.. Хочешь, приходи смотреть!

На другой день Тимка отправился в порт.

Кораблей было в порту - не сосчитать! Но самый лучший из них Тимка заметил сразу. Он стоял неподалёку — огромный, с белой трубой, двуногими мачтами и золотой сиреной. На носу прямыми буквами было написано: «Пятилетка».

На причале кучей лежали серые ушастые мешки.

Три резиновые дорожки - транспортёры бежали по роликам с берега на «Пятилетку». Грузчики хватали мешки и бросали их на транспортёры. Мешки ползли вверх по дорожкам, выше, выше и - кувырк! — летели в пароходное пузо-трюм.

Из широченной пароходной трубы клубами валил серый дым! Один клуб опустился к земле и накрыл Тимку.

-        Апчхи!

Тимка подошёл к транспортёру.

Дяденька, куда эти мешки? — спросил он.

В Индию, - буркнул грузчик. - Не мешай, отходить сей  час будет.

Индию Тимка знал. Там слоны. Но отец в Индию не соби рался. Как же так? Озадаченный, он сел в сторонке на камень.

Погрузку закончили. Заработала машина: бух-бу! бух-бу! Между «Пятилеткой» и причалом появилась полоска воды.

- Папа! — в отчаянии крикнул Тимка.

Подул ветер и развернул на мачте красный флаг.

Но тут случилось неожиданное.

Ветер дунул изо всех сил. Он налетел на пароход и с разма ху упёрся в его широкий, как парус, борт. Пароход качнулся и навалился на причал. Заскрипело железо.

Тимка сжался от страха. «Сейчас треснет!» — подумал он. Машина «Пятилетки» замолчала, но пароход продолжал полз ти вдоль причала, растирая в пыль края бетонных плит.

И вдруг из-за поворота гавани появился маленький чёрный пароходик с тонкой закопчённой трубой. На носу его стоял матрос в серой куртке.

Пароходик подбежал к «Пятилетке», развернулся под са мым её носом и, упираясь в высокий борт, начал отталкивать «Пятилетку» от берега.

Ветер выл. Но пароходик не сдавался. Дрожа от натуги, он медленно поворачивал огромный корабль.

Матрос в серой куртке изловчился и бросил на его палубу толстый тяжёлый канат.

Пароходик стал впереди «Пятилетки» и, натянув канат, по тащил её из порта.

Он шёл мимо других кораблей, и дым из их труб садился на его закопчённые усталые бока.

В море «Пятилетка» отцепила канат, заревела басом: «Бла-годарю-у-у!» - и ушла.

Пароходик, тоненько, по-мальчишечьи свистнув, повернул назад.

Когда он подошёл к причалу, Тимка ахнул: на носу парохо дика стоял в серой куртке его отец.

А. Ляпидевский

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ

«ЧЕЛЮСКИНЦЫ»

Предварительная беседа воспитателя с детьми: Вы знаете очень много разных профессий. Но есть профессии редкие. Вот о людях одной из таких профессий я хочу вам сегодня почи тать. Это - полярники. Полярники изучают природу Крайне го Севера, где никогда не тает снег. Полярники часто живут на льдинах. У них есть специальная аппаратура. Жить и работать в условиях Крайнего Севера очень трудно. Добираются поляр ники до места своей работы на ледокольных пароходах. Как вы думаете, почему так называется пароход — ледокольный? (Предположения детей.)

- Вот о таких смелых и мужественных людях написал кни гу Александр Ляпидевский. Называется она «Челюскинцы», Челюскинцы - это полярники, которые плыли к месту своей работы ледокольном пароходе «Челюскин». А пароход был на зван именем известного русского полярного исследователя Семёна Ивановича Челюскина. И вот этот пароход попал в беду. А Александр Ляпидевский был лётчиком и участвовал в спасе нии челюскинцев.

НА СЕВЕР

На большом ледокольном пароходе «Челюскин» смелые люди нашей страны плыли на Север. Они хотели узнать, какая там жизнь и можно ли пароходам плавать по Северному Ледо витому океану из Ленинграда во Владивосток.

Самым главным на пароходе был начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт. А капитаном - Владимир Иванович Воронин.

Погрузили на пароход радиостанцию, запасы еды, бочки с бензином и еще много всего - и поехали.

Вот идет пароход месяц, другой. Наступила зима. А зима на Севере страшная — долгая, холодная. По Северному Ледо витому океану плавают громадные льдины, вода замерзает, и льдины делаются все толще, все выше. Некоторые вырастают в целые горы.

Капитан смотрел в бинокль. Где увидит между льдинами полоску воды, туда и поведет свой пароход.

Так «Челюскин» потихоньку продвигался среди белых страшных льдин. Чем дальше плыли, тем лед становился все толще, а полоски воды — все уже. Скоро их и вовсе не стало. Куда ни посмотреть — льдины.

...А льды всё сжимаются, напирают на пароход. Окружили они его, стиснули со всех сторон, не дают ходу. Тогда Шмидт собрал всех челюскинцев и сказал:

—        Товарищи, лёд запер нас, не пускает! Придётся нам здесь зиму зимовать. Еды у нас много, тёплых вещей много, есть радио, музыка, кино, книги... Будем жить дружно, не скучать!

Капитан Воронин приказал остановить пароход. «Челюс кин» притих. Перестал вертеться винт. Молчат машины.

ВСЕ НА ЛЁД

«Челюскин» примёрз во льду и начал дрейфовать: куда лёд понесёт ветром или морским течением, туда и «Челюскин за ним поневоле тянется.

...Подул ветер. Разыгралась волна, стала швырять льдины-холодины друг на дружку. Они смерзались в огромные ледя ные горы. Вот одна ледяная глыба подошла вплотную к паро ходу и со всего размаху ударила его в бок. Получилась широкая трещина. Туда хлынул лёд с водой и стал ломать всё: каюты, буфеты, машины. «Челюскин» начал тонуть. Нос его ушёл в воду, а корма поднялась. Пришёл пароходу коней... И только когда над водой остался небольшой кусочек кормы, капитан Воронин скомандовал:

—        Все на лёд!

ПЕРВАЯ РАДИОГРАММА ...

Начальник сказал:

—        Товарищи полярники, поставим палатки, подберем всё, что осталось после нашего «Челюскина». Будем жить на льду до тех пор, пока не придёт помощь.

Первую ночь спали все прямо на льду, в спальных мешках. А с утра закипела работа. Одни стали разбивать палатки. Другие вытаскивали из воды брёвна, бочки, ящики — всё, что всплывало после «Челюскина».

Радист ЭрнесгКренкельстал налаживать радио. Товарищи ему помогали. Руки у всех коченели, лицо обжигало морозом, но они всё работали и работали. С большим трудом установили на льду антенну. Ее свалило ветром, но радисты её снова поставили.

Сначала радио работало плохо. Берег не отвечал. Долго ра дист бился, много часов. Но вот он наконец закричал:

- Товарищ Шмидт, товарищ Шмидт, радио работает!

И товарищ Шмидт послал радиограмму в Москву прави тельству: «13 февраля, в 13 часов 30 минут, «Челюскин» зато нул, раздавленный сжатием льдов».

Это была первая радиограмма из лагеря Шмидта.

НА ПОМОЩЬ, НА ПОМОЩЬ!

Как только в Москве получили радиограмму, сейчас же взя лись за спасение челюскинцев.

...И вот помчались на Север самолеты. Пошли на Север па роходы и ледоколы. Побежали собачьи упряжки. Все старались пробиться к лагерю Шмидта.

В то время я вместе со своим экипажем - вторым пилотом Конкиным, штурманом Петровым и бортмеханиками Руковским и Курковым - находился на Севере. И вот приходит ко мне телеграмма из правительства: «Примите все меры к спасе нию челюскинцев».

Я не стал долго раздумывать. Сейчас же вызвал своих това рищей, показал им телеграмму и сказал: «Срочно готовьте ма шину, грейте моторы, полетим за челюскинцами».

Мы быстро собрались и полетели. ...Летим, летим, а лагеря все нет! Бензина осталось мало. Что делать? Надо возвращаться.

Через день набрали много бензина, опять полетели. Только вылетели - разбушевалась пурга. Пришлось снова вернуться.

Пурга точно издевалась над нами. Я злился: там на льду то варищи, они ждут не дождутся летчиков, а я здесь торчу на бе регу и не могу к ним пробиться.

Приложение 8

«Космонавты»

Примерный объем знаний. Космонавты — люди особые, они работают в космическом доме, куда прилетают на ракете; в космическом доме есть «прихожая», где хранятся скафандры, рабочий отсек (столы для работы, стадион для тренировок, кухня, медицинский кабинет), кладовая для горючего. Что такое невесомость и как она влияет на жизнь и работу людей в космосе.

Необходимые для игры атрибуты. Ракета с пультом управления, микрофон, наушники, подзорная труба, фотоаппарат, планшет, блокноты, скафандры, пакеты со специальной едой, карта звездного неба, стенд с фотографиями космонавтов, выставка детских рисунков по теме игры.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающим — рассказ воспитателя о космосе и космонавтах с использованием иллюстраций; по развитию речи — составление рассказов «Что я видел во время полета в космос»; по ознакомлению с художественной литературой — чтение отрывков из книги А. Леонова «Я выхожу в космос»; по изобразительной деятельности — рисование по темам «Что я видел на другой планете», «Звездное небо», «Животные, птицы и растения других планет», «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие»; по конструированию — постройка из крупного «Строителя» «космического дома»; по рунному труду — изготовление подзорной трубы и бинокля; дидактическая игра «Экипаж космического корабля».

Работа вне занятий: рассказ воспитателя о труде космонавтов; работа в книжном уголке (чтение книг Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах»; Обуховой «Как мальчик стал космонавтом»; «Тайна третьей планеты»); выставка детских рисунков по теме игры; театрализованная деятельность (кукольный театр «К нам прилетели инопланетяне»); досуг «Веселые старты».

Работа с родителями: их помощь в изготовлении атрибутов и участие в анализе итогов игры.

Использование сюрпризных моментов: в детском саду открылась «Школа подготовки космонавтов», к нам прилетели инопланетяне и т. д.