logo search
курсовая 3 курс

2.2. Результаты исследования и их интерпретация.

С помощью методики исследования социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда мы изучали особенности социально-психологической приспособленности и связанные с этим черты личности у курсантов 1 курса психологического факультета.

Авторы методики предположили, что социально – психологическая адаптация строится на основе нескольких параметров, а именно: социально – психологическая адаптация; дезадаптация; принятие себя; непринятие себя; принятие других; непринятие других; эмоциональный комфорт; эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль; внешний контроль; лживость (+); лживость (-); доминирование; ведомость; эскапизм (уход от проблем).

Так же, авторами выделено 6 основных шкал: 1 – «адаптация», 2 – «самопринятие», 3 – «принятие других», 4 – «эмоциональная комфортность», 5 – «интернальность», 6 – «стремление к доминированию».

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения по методике исследования социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Шкалы

Группа 1

Группа 2

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Адаптация

56,1

28

54,6

27,3

Самопринятие

68,7

34,3

66,3

33,1

Принятие других

59,5

29,8

58,4

29,2

Эмоциональная комфортность

56,7

28,3

51,9

25,9

Интернальность

60,9

30,5

55,9

27,9

Стремление к доминированию

46,05

23,03

53,4

26,7

Данные таблицы свидетельствуют о наличии индивидуальных различий внутри групп: «адаптация», « самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «эскапизм». Рассмотрим каждую шкалу в отдельности

Средние показатели по шкале «Адаптация» у обеих групп находятся в пределах нормы, что говорит нам об успешном приспособлении к измененяемым условиям среды. Но обратим внимание на то, что у испытуемых 1 группы, показатель выше на 1,5 %, что может говорить нам о недостаточно активном приспособлении к изменяемым условиям окружающей среды испытуемых группы 2.

Средние показатели по шкале «Принятие себя» свидетельствует о присутствии у курсантов чувства собственной ценности, способности понимать себя. Сравнивая показатели 1 и 2 групп, мы можем увидеть, что показатель 1 группы выше показателя 2 на 2,4 %, это говорит о том, что испытуемые 1 группы более уравновешенные, спокойные, уверенные в себе по сравнению с испытуемыми 2 группы.

Средний показатель по шкале «Принятие других» в обеих группах имеет не значительные отличия. Данный результат свидетельствует о том, что курсанты обеих групп принимают других, могу поставить себя на их место, дают адекватную самооценку действиям других.

Средний показатель по шкале «Эмоциональная комфортность» имеет большой разрыв между группами, он составляет 4,8 %, исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что испытуемые 1 группы испытывают большее удовольствие и радости от учебного процесса, взаимодействия с одногруппниками, чем испытуемые 2 группы.

Средний показатель по шкале «Интернальность» в группах имеет результат ещё выше, чем по шкале «Эмоциональная комфортность» и составляет 5 %. Данный процент, свидетельствует о том, что испытуемым группы 1 в большей степени свойственно принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения, в отличии от испытуемых группы 2.

Средний показатель по шкале «Стремление к доминированию», единственный показатель, который во 2 группе испытуемых выше, чем в группе испытуемых 1. Разность между показателями групп составляет 7, 35 %. Это свидетельствует о том, что испытуемые группы 2, в большей степени стремятся к доминированию, к власти надо окружающими. Что у испытуемых 2 группы более развиты лидерские качества, чем в группе 1.

Стандартное отклонение по всем шкалам свидетельствует о наличии индивидуальных различий внутри каждой группы.

Таким образом, анализ средних значений по методике «Социально – психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда, показал, что курсантов 1 группы уровень социально – психологической адаптации выше, чем у курсантов 2 группы, что указывает на малоэффективное приспособление к условиям социальной среды, но вместе с тем, курсанты 2 группы больше стремятся к доминированию, к лидерству.

    1. Выводы

В нашей работе были проанализированы и изучены особенности социально – психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета, тем самым достигли цели нашего исследования.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

- у курсантов обеих групп уровень социально – психологической адаптации выше нормы, что говорит о достаточном уровне адаптации.

- Прослеживаются значимые различия по шкале «Интернальность», что свидетельствует о различно выраженности умения курсантами управлять собой и своими собственными поступками.

- Несмотря на полученные результаты исследования, стоит заметить, что по ряду шкал («Принятие себя», «Эмоциональная комфортность», «Стремление к доминированию») выявлены индивидуальные различия не только между группами, но и внутри них.

- Курсанты 1 группы менее склонны к проявлению лидерских качеств, чем курсанты группы 2.

В результате проведенного исследования, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, была подтверждена гипотеза о том, что первокурсники, менее адаптированы к жизни в новых условиях, в связи с различной выраженностью таких механизмов адаптации, как самовосприятие и принятие других, эмоциональная комфортность и интернальность.

Заключение

Проведенное исследование показало, что изучение психологических процессов адаптации курсантов – первокурсников является актуальным в настоящее время, так как негативные моменты адаптации могут обусловить дальнейшее асоциальное развитие личности курсантов.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что социально – психологическая адаптация – сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека, и с позиции личности общества. Под социально – психологической адаптацией к изменяемым условиям жизни подразумевается умение первокурсникам устанавливать межличностные отношения – как формальные (деловые, например, с преподавателями, начальством курсов), так и неформальные (дружеские, например, одногруппники), эффективно взаимодействовать с другими людьми и адекватно выражать свои чувства и потребности.

Большинство авторов сходится на том, что адаптационный период является самым напряженным в плане соответствия сложившейся у человека направленности требований, которые ему предъявляются средой образовательного учреждения. Наиболее тяжело первокурсникам переживается начальный период пребывания в новых условиях.

Изучая данный феномен, можно увидеть проблемы протекания негативной адаптации у первокурсников, что в свою очередь может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов на разных этапах пребывания в новых условиях.

В нашей работе мы проанализировали научную литературу по проблеме исследования, провели эмпирическое исследование и таки образом, выполнили поставленные нами задачи в ходе исследования и достигли цели работы.

Приложение 1

Методика «Социально – психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2" — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.

Авторами выделяются 6 интегральных показателей:

  1. «Адаптация»;

  2. «Приятие других»;

  3. «Интернальность»;

  4. «Самовосприятие»;

  5. «Эмоциональная комфортность»;

  6. «Стремление к доминированию».

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.