logo search
123996

1. Личность и ее структура.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а ак­тивно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во мно­гом зависит процесс формирования его личности.

А. С. Запорожец

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разно­му, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мне­ний на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупнос­ти его социальных и приобретенных качеств. В понятие "личность" обычно включены такие свойства, которые являются более или ме­нее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

По мнению Немова Р.С. личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обус­ловлены проявляются в общественных по природе связях и отноше­ниях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки че­ловека имеющие существенное значение.

Крысько В.Г. считает, что личность - существо активное и созна­тельное она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против не справедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. В отечественной психологии психологи имели разные подходы к изучению личности.

Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает личность в единстве четырех сторон:

- первое: человека как биологического вида;

- второе: онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;

- третье: человека как личности

- четвертое: человека как части человечества.

Подход Абульхановой К.А. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление. Подход Мясищева В.В. Ядро личности как система ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отра­жения осознанием человека окружающей действительности, являясь од­ной из форм этого отражения.

(Подход Платонова К.К. Личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

- первое: направленность;

- второе: опыт;

- третье: особенности психических процессов;

В.С. Мухина считает, что личность по своей Феноменологии предполагает развитие Человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бес­конечен. Личность является носителем существующих общественных от­ношений. Личность развивается как родовой индивид, как индивидуаль­ность совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.

Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует се­бя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся лич­ности.

Представители зарубежной психологии имеют другие подходы к пробле­ме личности.

Один из подходов Биогенетический он ставит в основу развития лич­ности биологические процессы созревания организма. С. Холл считал, что развитие личности повторяется в свернутом виде. Другой вариант биогенетического подхода разрабатывая Э. Кречмер, выводя типы лич­ности из особенностей телосложения человека. З.Фрейд считал, что все поведение личности обусловлено физиологи­ческими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психичес­ких процессов. Представители когнитивистикой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы пси­хики. (Й.Пиети, Д.Келли и другие).

Из всех определений личности, предложенных в начале, можно выде­лить одно наиболее точное, которое объединяет в себе смысл других - личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют свое­образное для данного человека мышление и поведение.