4. От технологии обучения по формуле «ответы без вопросов» – к жизненным задачам и познавательной мотивации ребенка
С первого класса усердно снабжая ученика информацией и нисколько не заботясь, нужна ли ему самому эта информация, выберет ли он ее или нет, технология обучения фабрикует особый тип личности – интеллектуального потребителя. В результате и происходит, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, обнищание души при обогащении информацией.
Учитель дает, ученик берет. Мы так привыкли к подобному положению дел, что оно представляется чуть ли не законом природы. Но проведите простой эксперимент. Подойдите к незнакомому прохожему на улице и скажите: «Вы станете инженером». Вы убедитесь, что от вас отшатнутся. Но не нечто ли похожее происходит в школе, когда учитель преподносит ответы ученику, который его ни о чем не спрашивал? Обучение в школе – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов. Стоит ли удивляться после этого, что знаменитые детские «почему?» исчезают в школе, так же как в ней сиротливо прячется познавательная активность личности ученика. В социальную технологию взаимоотношений по формуле «учитель снабжает – ученик потребляет» познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписываются. Знаменитые «почемучки» именно потому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум «ответы без вопросов».
Препятствующая развитию познавательной мотивации технология обучения по формуле «ответы без вопросов» находит свое выражение и в учебниках, в которых преобладают типовые задачи, т.е. стандартные задачи с полным и достаточным для одного варианта решения набором условий. Школа и жизнь, школа и производство при таком обучении не связываются друг с другом. В реальной же жизни задачи – это микромодели жизненных ситуаций. Личность, подобно Буратино, сама вторгается в эти ситуации, вводя в них недостающие условия или отсекая избыточную информацию. Использование подобного рода задач позволяет осуществить одновременно две диагностические процедуры: содержательную диагностику в той или иной предметной области знаний и психологическую диагностику нешаблонного мышления учащихся. Главная развивающая черта этих типов задач – это наработка возможностей выбора в неопределенных ситуациях в сочетании с познавательной мотивацией. Решение таких задач помогает ребенку найти себя в мире людей и профессий.
- И.С. Якиманская Предмет и методы современной педагогической психологии
- Эльконин д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- Асмолов а.Г., Ягодин г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (От диагностики отбора – к диагностике развития)
- I. От реформы педагогического метода к реформе социальной организации жизни в системе образования
- 2. От диагностики отбора – к диагностике развития
- 3. От адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков – к рождению образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
- 4. От технологии обучения по формуле «ответы без вопросов» – к жизненным задачам и познавательной мотивации ребенка
- 5. От выученной беспомощности – к постановке сверхзадач
- А.Н. Леонтьев о некоторых психологических вопросах сознательности учения
- Гальперин п.Я. К вопросу о внутренней речи.
- Давыдов в.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
- Гальперин п.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.
- Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников
- Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться
- Фридман л.М., Кулагина и.Ю. Мотивация учения.
- Ротенберг в.С, Бондаренко с.М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность
- Акимова м.К., Козлова в.Т. Неуспевающие дети
- Ротенберг в.С, Бондаренко с.М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение
- Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения школьников 13 –17 лет.
- Петровская л.А. Основные особенности общения в форме диалога воспитателя с подростком
- Шостром э. Примеры манипуляции и актуализации
- Гиппенрейтер ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
- Маркова а.К. Психологический анализ труда учителя. Профессиональная компетентность учителя
- Бернс р. Ожидания учителя.
- Бернс р. Я-концепция учителя
- Форманюк т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптаци учителя
- Карандашев в.Н. Стиль педагогического общения
- Я.Л. Коломинский. Структура педагогического взаимодействия.
- Карл р. Роджерс Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника.
- Щуркова н.Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха.
- Клюева н.В. Карьерное консультирование.