Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование у ребенка:
-
положительной самооценки, уверенности в себе;
-
стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;
-
мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;
-
коммуникативных умений и навыков;
-
основ духовно-нравственного облика личности, определение личных и усвоение общечеловеческих ценностей;
-
способов познавательной деятельности;
-
компетентности в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом остается забота о физическом развитии ребенка, сохранение и восстановлении его здоровья.
Актуальная для родителей проблема готовности ребенка к школе решается не на привычном уровне (умение писать, считать, читать, логически мыслить), а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, физических качеств. Специальные же умения в этом возрасте должны являться лишь средством для решения ребенком практических задач.
Совершенствование содержания предшкольного образования включает:
-
нормализацию учебной нагрузки детей 5-7 лет;
-
формирование установок на ценность здоровья и здорового образа жизни детей;
-
создание адаптивной образовательной среды;
-
разработку системы критериев готовности ребенка к обучению в школе;
-
отбора содержания предшкольного образования, оценки его качества и результатов.
Программы предшкольной подготовки:
-
Комплект "Предшкольная пора" руководитель проекта, доктор пед. наук, Журова Л.Е. Авторы: Виноградова Н.Ф., Козлова С.А., Куликова Т.А., Салмина Н.Г., Щербакова Е.И.
-
«Введение в школьную жизнь» Авторы: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.
-
«Дошкольная группа» программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст. Авторы: О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова.
-
Программа «Преемственность» Подготовка к школе. Руководитель проекта Федосова Н.А. Авторы: Т.С. Комарова, С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (от 17.06.2003) включает:
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как
воспитание нравственного человека;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы:
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Перспективы развития системы дошкольного образования
Совершенствование системы дошкольного образования продолжается в следующих направлениях:
-
обеспечение охраны и укрепления здоровья детей путем реализации здоровьесберегающих технологий;
-
совершенствование содержания и технологий дошкольного образования в соответствии с требованиями современной образовательной политики, достижениями науки и практики;
-
интеграция усилий членов педагогического коллектива, дополнительных специалистов, родителей, общественных организаций по развитию и образованию детей;
-
создание условий для наиболее полного развития детей с ограни-ченными возможностями здоровья;
-
направленность дошкольного образования на усиление культурологической, экологической, развивающей составляющих;
-
развитие социального партнерства дошкольных образовательных учреждений с учреждениями культуры;
-
совершенствование способов сотрудничества с семьей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
-
обеспечение равных условий получения образования детьми дошкольного возраста независимо от материальной обеспеченности,
Перспективы развития системы дошкольного образования определены приоритетами государственной образовательной политики и направлены на решение двух основополагающих задач:
-
обеспечение доступности дошкольного образования;
-
обеспечение качества дошкольного образования, равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечается, что актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. В связи с этим в программе определены приоритетные задачи, направленные на модернизацию общего и дошкольного образования как института социального развития.
В качестве еще одной из нерешенных проблем остается задача развития кадрового потенциала системы образования. На решение этой проблемы направлены задачи создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
- Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
- Задачи дошкольной педагогики как науки:
- Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника
- Дошкольное образование как педагогическая система
- Система дошкольного образования:
- Нормативно-правовое обновление системы дошкольного образования представлено в документах:
- Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование у ребенка:
- Образовательные программы детского сада: реализация современной педагогической парадигмы.