8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных ка-
276
честв. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Какие из этих вопросов должны быть в поле зрения учителей?
Первое. Индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятельное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также лабораторные занятия по осмыслению нового материала и его закреплению.
Второе. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование о необходимости чуткого и заботливого отношения учителя к улучшению успеваемости по-разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.
Третье. Индивидуальная работа с учащимися на уроке осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспе-
277
вающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения эффективности учебной работы. Некоторая дифференциация свойственна также самому характеру проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще и чаще наводящие и уточняющие. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок.
Четвертое. Очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Школьников, проявляющих индивидуалистические наклонности, нужно чаще вовлекать в коллективные формы работы, давать им задания, связанные с оказанием помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию здоровых мотивов учения у тех учащихся, которые не проявляют старательности в овладении знаниями или же игнорируют производственные профессии и т.д. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание коллективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса.
9. Образование, развитие и воспитание учащихся на уроках. Вопросы о сущности образования, развития и воспитания учащихся в процессе обучения рассмотрены в 9-й главе. Здесь же необходимо подчеркнуть следующее. Нередко учителя основное внимание обращают только на усвоение учащимися научных фактов и вытекающих из них теоретических вьгводов, т.е. на образование учащихся, и не всегда учат школьников приемам произвольного внимания, рационального запоминания, а также способам мыслительной деятельности, не заботятся о побуждении их к самостоятельности и творчеству в процессе овладения изучаемым материалом. Все это отрицательно сказывается на развивающей стороне обучения.
Этот же недостаток зачастую присущ и воспитательной работе на уроках. Отдельные учителя не всегда акцентируют внимание на раскрытии и глубоком усвоении учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетичес-
278
ких идей, заключенных в изучаемом материале, на использовании дискуссионных форм работы с целью выработки мировоззренческих и нравственных взглядов и убеждений, недостаточно связывают обучение с практикой, с окружающей жизнью.
Важной развивающей и воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями. Однако решается она не всегда успешно. Учителя не используют всего арсенала методов и приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые стимулируют их к настойчивой учебной работе. Именно по этой причине в ряде случаев наблюдается такая парадоксальная картина: по мере перехода учащихся из младших в средние и старшие классы их интерес к учению не возрастает, как это должно быть, а, наоборот, снижается, что влечет за собой ухудшение успеваемости.
Заканчивая изложение темы об уроке, следует отметить, что в данной главе освещались дидактические, то есть наиболее общие вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассматривается в курсах частных методик.
В некоторых учебных пособиях формулируются особые требования к проведению урочных занятий. В нашем же изложении делать это нет необходимости. Одни требования раскрыты в теме о содержании школьного образования, другие же четко вычленены в главе о сущности и закономерностях обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе проведения урочных занятий.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Дайте определение сущности и структуры смешанных (комбини рованных) уроков. Раскройте дидактические основы отдельных этапов смешанного урока.
В чем должен заключаться творческий подход учителей к прове дению смешанных уроков?
Дайте характеристику целей, структуры и дидактических основ уроков по изложению нового материала.
Охарактеризуйте дидактические основы уроков закрепления изу чаемого материала.
279
Раскройте особенности проведения уроков повторения, система тизации и обобщения изученного материала.
В чем заключаются особенности уроков проверки и оценки зна ний?
Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и уроки- конференции и в чем заключаются методические особенности их под готовки и проведения?
Какие нестандартные, инновационные формы учебных занятий практикуются в школах?
Как необходимо осуществлять развитие и воспитание учащихся в процессе проведения уроков?
10. В чем заключается сущность индивидуальной работы с учащи мися на уроке и каковы формы ее осуществления?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Л., 1976.
Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М.,1971.
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. М., 1990.
Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.
Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6, 8-10.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М., 1987.
Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.
Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.
Харламов И.Ф. Научные основы урока и передовой опыт // Сов. педагогика. 1987. № 12.
Харламау I.Ф. Цi можна зрабщь навучанне лёгк!м i прыемным // Адукацыя i выхаванне. 1999. № 12.
Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985.
280
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
- Глава 10
- 2. Специфические закономерности обучения. К ним
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
- 2. Уроки изложения нового материала учителем.
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
- Глава 14 другие формы организации обучения
- 2. Факультативные занятия.
- Глава 15
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека.
- Глава 16 домашняя учебная работа учащихся