Работа с правовыми понятиями на уроках права.
Специалисты считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э., «Психопедагогика»), а «цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т.д.» (Талызина Н.Ф. , «Управление процессом усвоения знаний»).
Работа над формированием терминологического аппарата учащихся предполагает решение ряда проблем
Oсознание наличия терминологических проблем в изучении учащимися истории и обществознания.
Знание причин терминологической неграмотности, как-то: нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и т.д.
Необходимость подобрать и разработать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.
Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем.
Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.
Каковы же методы освоения исторической и обществоведческой терминологий?
Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения, рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, запутанностью, сложностью.
В этой ситуации у ученика происходит внутреннее психологическое отторжение, у него опускаются руки. Не лучше обстоит дело и со словарями в учебниках.
Например, в учебнике «Обществознание» А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой для 9 кл., дается сразу 4 (!) варианта термина «цивилизация»:
1. Историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»;
2. Высший этап развития человечества;
3. Культурно-географическое образование, например, восточная, западная и т.д.;
4. Глобальная цивилизация, охватывающая планету.
Ученик 9 класса не может самостоятельно понять эти термины, следовательно, требуется подробное разъяснение преподавателя. Но и в этом случае осмысленное изучение термина крайне затруднено.
Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:
1. Вычленение существенных признаков из определения термина: некий этап в развитии общества;
2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества;
3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: цивилизация Египта, мусульманская цивилизация и т.д.
В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы.
Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное. Революция и реформа, монархия и республика, ислам и христианство, Коран и Библия (последние термины обычно появляются в курсе истории средних веков и их усвоение для шестиклассников, особенно слабых, бывает проблематичным).
Не следует забывать и старый, проверенный метод работы учеников с индивидуальными карточками. Они могут быть составлены в нескольких вариантах:
1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть;
2. Для наиболее слабых – записать определения, по которым ученик должен определить термин;
3. Выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок.
Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства. Такое задание можно оформить в виде разборной «ромашки», где середина – название сословия, а к ней надо подобрать соответствующие «лепестки».
Подобная работа может быть организована как групповая. Каждый ученик получает карточку с названием темы, объединяющей ряд терминов. Ребята должны будут сформировать группы, самостоятельно определив, к какой из них они могут примкнуть. Заключительным этапом задания может быть работа по формулировке понятий. Каждая группа озвучивает сформулированные понятия, в то время как другие группы выступают в качестве проверяющих.
4. Следующий вариант задания рассчитан на сильных учащихся: на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.
Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала.
Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах.
Приведенные в работе примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно-таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.
- Методика обучения праву как педагогическая наука Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
- Основные концепции правового образования
- Современный урок по праву
- Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
- 3.Сущность контроля знаний учащихся и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся по праву
- Тестовая система проверки, учета и оценки знаний, учащихся по праву.
- Игровые технологии в системе правового образования.
- Понятие и основные показатели инновационного правового обучения. Типология, критерии инновационного обучения.
- Интерактивные технологии правового обучения.
- Информационные технологии в правовом обучении
- Понятие методов обучения. Классификация методов обучения праву. Психолого-педагогические основы выбора методов обучения.
- Сущность и цели внеклассной (воспитательной) работы по праву.
- Сущность самостоятельной работы по праву. Виды и формы самостоятельной работы учащихся по праву.
- Работа с правовыми понятиями на уроках права.
- Методика работы с юридическими документами
- Роль учителя в правовом обучении. Учитель права современной школы
- 15. Сущность и основные подходы к классификации межпредметных связей.