Лекция XXIII. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
Физическое воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших задач, поставленных перед советской школой. Школа закладывает основы физического развития ребенка.
Значение физического воспитания как средства формирования личности особенно важно для работы специальной коррекционной школы VIII вида. Физическое воспитание всегда рассматривалось в олигофренопедагогике как необходимейшее средство развития детей с нарушениями интеллекта. Поэтому в системе специальной коррекционной школы VIII вида физическое воспитание занимает видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического развития детей-олигофренов (что само то себе очень важно), но и умственного. В процессе физического воспитания дети с нарушением интеллекта получают и волевую закалку. Кроме того, у них вырабатываются такие ценные качества личности, как активность, инициатива, быстрота и правильность ориентировки.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что физическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида заключается в коррекции личности детей с нарушением интеллекта.
Из специальной литературы известно, что недоразвитие психической деятельности детей с нарушениями интеллекта всегда сопровождается значительным отставанием их и в физическом развитии.
Картина физического недоразвития детей-олигофренов весьма своеобразна: часты нарушения в соотношении частей тела, наблюдается отставание в росте, неправильное развитие грудной клетки, слабость разгибателей спины и брюшного пресса. Все это создает своеобразный внешний вид ребенка с нарушением интеллекта.
На фоне общего физического недоразвития у детей с нарушением интеллекта часто наблюдаются самые разнообразные индивидуальные различия: последствия перенесенных детских параличей, остатки (или наличие) хронических заболеваний, недоразвитие слуха, зрения. Надо добавить к этому, что ребенок с нарушением интеллекта имеет плохую координацию движений, недоразвитие моторики. Движения ребенка часто несобранны, хаотичны, или, наоборот, дети заторможены, неповоротливы, неуклюжи. Ребенок не может подчинить движения волевому контролю, так как воля его недостаточно развита. По данным А. В. Ярмоленко, у детей-олигофренов наблюдается общая моторная отсталость и в быстроте, и в точности, и в силе, и в выносливости.
Педагогические наблюдения показывают, что дети с нарушением интеллекта быстро утомляются, у многих из них отмечается относительная мышечная слабость.
В физическом воспитании приходится считаться и с тем, что эмоциональная сфера ребенка с нарушением интеллекта часто неустойчива, дети легко возбудимы и легко внушаемы.
Плохое понимание, отсутствие воли, нередко агрессивные настроения представляют трудности для установления контакта с ребенком во время игр или выполнения физических упражнений. Недостатки физического развития делают своеобразным и поведение ребенка с нарушением интеллекта во время игр и занятий физкультурой. К тому же, приходя в I класс, дети с нарушением интеллекта не знают в большинстве случаев санитарно-гигиенических норм и правил. Такова картина физического развития ребенка с нарушением интеллекта при его поступлении в специальную коррекционную школу VIII вида. Однако все это не может быть основанием для того, чтобы сказать, что умственно отсталым делать ничего нельзя. Наоборот, каждому учителю следует еще глубже осознать то значение, которое имеет физическое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков детей с нарушениями интеллекта.
- Лекция IX.
- Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта
- Лекция X. Особенности деятельности детей с нарушением интеллекта общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта
- Лекция XI. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной коррекционной школы VIII вида эмоции и чувства
- Лекция XII. Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта формирование характера ребенка с нарушением интеллекта
- Лекция XIII. Формирование личности ребенка с нарушением интеллекта
- Лекция XIV. Основы нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
- Лекция XV. Своеобразие нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
- Лекция XVI.
- Роль коллектива учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Лекция XVII.
- Лекция XX.
- Лекция XXI. Трудовое воспитание детей с нарушением интеллекта школьников
- Лекция XXII.
- Пути осуществления эстетического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида
- Лекция XXIII. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
- Задачи физического воспитания