21.Развитие умений создавать текст.
Важнейшими задачами начальной школы являются следующие: знакомство с особенностями текста, в том числе – текста повествовательного характера; формирование на основе полученных знаний умения создавать текст – повествование; освоение детьми различных жанров сочинений. При этом наиболее интересным для самих детей является текст в жанре сказки.
Изучение методической литературы, учебных программ, методических пособий показало, что это обстоятельство в работе школы не учитывается. Между тем, изучая художественный мир сказки, дети знакомятся с истоками литературного творчества, своеобразной азбукой литературного искусства. Это способствует приобщению детей к культуре нашего народа, воспитания любви к живому, образному, точному слову, а так же формированию умения составлять текст повествовательного характера.
В практике современной начальной школы и сегодня обнаруживаются серьезные недостатки: учащиеся не умеют построить текст, не знают особенностей различных типов текстов. При обучении созданию высказываний (устных или письменных) в практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Так, как правило, учитель не заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик создает высказывание, потому что таково задание учителя; собственно коммуникативного мотива у ученика нет. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) – обычно он “просто” пишет сочинение или “просто” отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике “просто” высказываний не создают. Таким образом, обнаруживается проблема: как преодолеть недостатки современной начальной школы в вопросе обучения детей созданию повествовательного текста в жанре сказки?
В настоящее время в школах России действуют две программы для четырехлетней начальной школы: традиционная (классическая) и развивающая.
В начальный курс русского языка включен материал, во-первых, способствующий формированию прочных речевых и орфографических умений и навыков младших школьников и, во-вторых, органически связанный с содержанием систематического курса русского языка в средней школе.
Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.
В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данной единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
Однако в программных установках имеются противоречия. С одной стороны, признается значение изучения темы “Текст”. С другой стороны, практическое знакомство с понятием “текст” вводится только в IV классе. Тем самым, нарушается логическая последовательность работы с текстом.
Сопоставительный анализ программ и учебников по русскому языку Т.Г. Рамзаевой; Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой; А.В. Поляковой и Н.В. Нечаевой; “Детской риторики” Т.А. Ладыженской и др. программы показал, что дидактический материал учебников располагает определенными возможностями для формирования правильной речевой деятельности учащихся. Однако этих возможностей явно недостаточно.
Анализ программ и учеников приводит к следующим выводам:
1. Творчески работающий учитель должен отыскивать дополнительные резервы повышения эффективности формирования умений создания текста в жанре сказки.
2. При разработке содержания необходимо использовать наиболее ценные, продуктивные идеи различных программ. В качестве базовых будут использованы программы Т.А. Ладыженской “Детская риторика” и программа кружка “Сочини сказку” (автор Л.Е. Тумина).
Именно эти программы, по нашему мнению, в большей мере способствуют формированию текстовых умений и создают благоприятные условия для освоения жанра сказки.
С целью выявления эффективности традиционного подхода, к решению задач формирования текстовых умений нами была также поставлена дополнительная задача: выявление умения создавать сказку.
Для решения этой задачи была избрана форма письменного сочинения. Объясним наш выбор. Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.
Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и “технические” задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста.
В связи с этим мы разработали специальную программу: “Обучение детей составлению и написанию повествовательного текста в жанре сказки”. В программе названы основные понятия из области теории текста и понятия, отражающие специфику жанра сказки. В программе представлены умения, которые следует формировать в рамках каждого понятия. В программе также указаны уроки, посвященные формированию соответствующих понятий и умений.
- 1.Культура как системное целое.
- 2.Культурология, её функции
- 3.Мышление как наивысшая форма отражения действительности человеком.
- 4.Факторы, влияющие на формирование и развитие культуры мышления.
- 5.Основные педагогические условия формирования познавательных
- 6. Умственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
- 7.Особенности умственной деятельности детей дошкольного возраста.
- 8.Исследовательская и проектная деятельность дошкольников.
- 9. Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 10.Модель исследовательских способностей.
- 13.Условия развития творческого мышления дошкольников.
- 14.Развитие логического и творческого мышления дошкольника.
- 15.Развитие умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
- 16.Развитие умений задавать вопросы.
- 17. Развитие умений давать определения понятиям.
- 18.Развитие умений классифицировать.
- 19.Развитие умений и навыков наблюдения.
- 20.Развитие умений экспериментирования.
- 21.Развитие умений создавать текст.
- 22.Методика защиты итогов исследований и проектов.
- 23.Основные положения системного подхода формирование культуры мышления.
- 27.Теории психического развития ребенка (б.Г. Ананьев, л.И. Божович, л.С. Выготский, м.И. Лисина, а.В. Петровский, с.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин).
- 31.Игровая деятельность в развитии творческого мышления.
- 32.Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 34.Исследовательские методы обучения в теории и практике образования.
- 35.Познавательный интерес и исследовательская активность ребёнка.