logo search
СОДЕРЖАНИЕ кр

2.2 Использование дидактической игры как средство повышения успеваемости на уроках математики

На уроках математики с младшими школьниками игра занимает большое место. Это главным образом дидактические игры, то есть игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и др. Целенаправленное включение игры на уроках математики повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Вряд ли кто подвергнет сомнению тезис о необходимости использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики в начальных классах. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и т.д. Хорошо организованные игры имеют также большой воспитательный потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность.

Кроме того, использование дидактических игр на уроке математики является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности для формирования познавательного интереса детей, активного, деятельностного отношения к учебному процессу, а также для снижения технических и физических перегрузок младших школьников.

Разработке дидактических игр для начальной школы, методике их использования в литературе уделяется большое внимание. Но, как правило, большинство представленных в литературе игр сводится к тому, что на урок приходит какой-либо сказочный герой и требуется ему помочь решить предложенное задание. Конечно, само появление красиво выполненного сказочного персонажа вызывает у детей огромный интерес. Но при этом предлагаемое задание, в общем-то, не включается в игровой сюжет. Интерес детей сосредотачивается главным образом на картинке, а не на выполняемом задании.

Игра, как и любое другое средство обучения, не является универсальным, решающим все проблемы учебного процесса. Использование дидактических игр на уроках имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому очень важно, включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно взвесить и проанализировать положительный эффект от игры и те негативные моменты, которые могут возникнуть.

В качестве примера приводится сравнительный анализ урока-игры «Урок-путешествие» (см. приложение А) и традиционного урока (см. приложение В) на одну тему. Оба урока проходили в 1-х классах школы № 214 г. Минска. Тема уроков: "Сложение и вычитание в пределах сотни". Тип – урок-закрепление.

А затем я отметила положительные и отрицательные стороны урока-игры «Урок-путешествие», которые я наблюдала при его проведении.

Положительные стороны урока-игры «Урок-путешествие»:

  1. Активизация внимание детей.

  2. Расширение кругозора.

  3. Развитие интереса к предмету.

  4. Развитие творчества, фантазии.

  5. Воспитание некоторых нравственных качеств.

  6. Создание повышенной мотивации к учению.

  7. Формирование коммуникативных качеств.

  8. Нет ни одного «зевающего» на уроке!

Отрицательные стороны урока-игры «Урок-путешествие»:

  1. Часто игровой азарт заслоняет познавательные цели.

  2. Требует значительных затрат времени и усилий учителя при подготовке к уроку.

Как видно, у урока-игры есть свои "плюсы" и "минусы". И хотя положительных сторон у такого урока оказалось больше, но и "минусы" достаточно весомы, чтобы не злоупотреблять подобными уроками.

Теперь сравним, какое обучение эффективней – с игрой или без нее.

Класс, в котором проводился урок, построенный по традиционной схеме.

Класс, в котором проводился урок-игра

  1. Выполнена работа на 80% (-).

  1. В течение урока было опрошено 6 человек (-).

2.

  1. За урок получили отметки 6 человек у доски и 2 человека по работе с места (+).

  1. урок требовал от учителя обычной подготовки(+).

  1. Во время урока все задания выполнялись детьми ради отметки(-).

  1. Использованы различные методы и формы работы(+).

  1. Несколько человек в классе периодически отключались от процесса учения(-).

  1. В работе над заданиями анализируются допущенные ошибки(+).

  1. прививается интерес к предмету(+).

  1. Вся запланированная работа выполнена(+).

  2. Работал активно весь класс (+).

  3. Оценен весь класс, но отметки могут быть поставлены недостаточно объективно(

Таким образом, с точки зрения учителя, и в том, и в другом уроке есть свои преимущества и недостатки. А каким же образом оценивают свою деятельность сами ученики? Учащимся был предложен тест из пяти вопросов.

1. Активно ли ты работал на уроке?

а) да б) нет

2. Интересно ли тебе было на уроке?

а) да б) нет

3. Все ли тебе было понятно?

а) да б) нет

Можно сделать вывод, что на уроке-игре детям гораздо интереснее. Но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все "за" и "против", тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.

При разработке игр необходимо тщательно продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, управление игрой, систему обратной связи. Только при таком взвешенном подходе дидактическая игра войдет в целостный педагогический процесс, сочетаясь и дополняя, а не подменяя другие формы обучения и воспитания.

Литература

25