Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне дошкольного образования.
В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями детей дошкольного возраста: данной формой образования охвачено 1682 ребенка с особенностями психофизического развития.
При организации работы в группах интегрированного обучения и воспитания следует руководствоваться Кодексом об образовании, «Методическими рекомендациями по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях» (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь К.С.Фарино 16.08.2010) и Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированнгого обучения и воспитания от 25.07.2011.
Формирование специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста обучающихся.
Специальные группы комплектуются воспитанниками с ОПФР. В специальных группах реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Наполняемость специальных групп составляет:
10.1. для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 12 воспитанников;
10.2. для неслышащих детей — 6 воспитанников;
10.3. для слабослышащих детей в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 8 воспитанников;
10.4. для незрячих детей — 6 воспитанников;
10.5. для слабовидящих детей в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 10 воспитанников;
10.6. для детей с амблиопией в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 10 воспитанников;
10.7. для детей с косоглазием в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 10 воспитанников;
10.8. для слепоглухих детей — 2 воспитанника;
10.9. для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 10 воспитанников;
10.10. для детей с ранним детским аутизмом — 6 воспитанников;
10.11. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет — 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет — 8 воспитанников;
10.12. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) — 3 воспитанника;
10.13. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью — 6 воспитанников;
10.14. для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью — 4 воспитанника;
10.15. для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями — 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), — 3 воспитанника.
Группы интегрированного обучения и воспитания формируются из воспитанников с ОПФР и воспитанников, не относящихся к лицам с ОПФР.
Группы интегрированного обучения и воспитания — группы, в которых реализуются образовательная программа дошкольного образования и образовательные программы специального образования. Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.
Основными задачами деятельности групп являются:
- освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с ОПФР в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
-обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся, оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития.
Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:
9.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащего ребенка, или незрячего ребенка, или ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
9.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
9.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:
10.1. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
10.2. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
10.3. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
Открытие в дошкольных учреждениях групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, которые принимают соответствующее решение по представлению управлений (отделов) образования на основании учета запросов родителей, заключений государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
Специалисты управлений (отделов) образования на основе представленного ЦКРОиР анализа регионального банка данных о детях с особенностями психофизического развития, запросов родителей и предложений об открытии групп интегрированного обучения и воспитания:
определяют дошкольные учреждения, в которых предполагается организация интегрированного обучения;
принимают управленческое решение и подготавливают документы в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия решения об открытии группы интегрированного обучения и воспитания;
осуществляют организационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение интегрированного обучения и воспитания;
несут ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в регионе.
Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.
Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление (отдел) образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где организованы группы интегрированного обучения и воспитания.
- Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне дошкольного образования.
- Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании следующих документов:
- Подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания включает:
- Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне школьного образования.
- Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с опфр зрения в условиях интегрированного обучения и воспитания.