История возникновения возрастной психологии.
Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
Развитие философских теорий
Открытия эволюционной биологии в 19 в.
Социально-исторические изменения
Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Становление возрастной психологии как науки традиционно связывают с развитием таких научных отраслей, как естествознание и культурно-антропологические исследования.
В естествознании второй половины XIX века актуализировалась идея развития в биологии, широкую практику обрели экспериментальные исследования, новые возможности открылись для применения объективных методов естественнонаучного исследования. В гуманитарной науке того времени активно разрабатывались новые методы этнографических и культурно-антропологических исследований. Идея развития в биологии, оформленная, в первую очередь, в работах Ч. Дарвина, оказала значительное влияние на разработку ведущих проблем изучения возрастных изменений. Идеи проведения строгого научного эксперимента, такие, например, как опыты И.П. Павлова для изучения пищеварительной системы, вдохновляли ученых-психологов на поиск элементарных явлений психики, доступных анализу и контролю. Возрастная психология как молодая наука адаптировала для себя методы и средства других наук, что со временем позволило ей обрести спектр объективных методов исследования. Примером тому можно назвать использование статистических методов обработки полученной при анкетировании информации, давшее возможность созданию тестов А. Бине в 1905 году. Применение непрозрачного с одной стороны стекла для незаметных для детей наблюдений за их деятельностью, изобретённое А. Гезеллом в 1920 году и получившее название «зеркала Гезелла», по сей день используется не только в психологии. Изучение детских игр и сказок в середине XIX века постепенно выделилось в самостоятельную область этнографических исследований детства и языка. Традиционно это явление связывают с деятельностью братьев Гримм, собиравших и записывавших сказки для детей, с деятельностью этнографа Франца Боаса, создавшего самобытную школу культурной антропологии и обратившего своё исследовательское внимание на разницу детского развития представителей разных культур. Ко второй половине XIX века в российских филологических работах появляется термин «детский фольклор». В 1848 году П.А. Бессонов подготовил сборник текстов «Детские песни», ставший первой публикацией детского фольклора. Во вступительной статье автор указал на отличия их бытования от произведений, предназначенных для взрослых. В 1849 году Е.А. Авдеева опубликовала в «Отечественных записках» подборку текстов поэзии пестования – колыбельных, потешек, приговорок. В эти годы постепенно отрабатывается и методика сбора детского фольклора, как профессионалами, так и теми, кто непосредственно общается с детьми. В педагогическом журнале «Учитель» за 1862 год опубликован призыв к читателям «записывать детские игры с их припевами». Отклики читателей и присланные в редакцию материалы позволили печатать их почти в каждом номере журнала. В 1868 году П.В. Шейн публикует программу, в которой специальный раздел характеризует методику анкетирования при сборе детского фольклора. Систематическое изучение этого фольклорного жанра предполагало детского фольклора в конкретной обстановке, классификацию жанров. П.В. Шейн разделил детские песенки на две группы: песни для детей периоды младенчества, колыбельные и прибаутки, которыми взрослые забавляют детей в первые месяцы их жизни, и песни, «которыми дети, вышедшие из младенческого возраста, уже начинают сами себя забавлять и тешить». Очевидное влияние на развитие детской психологии в России оказали требования педагогической практики, как в деле создания всесословной школы в 60-70 годы («Положение о начальных народных училищах», 1864 год, «Положение о земских щколах», 1874 год), так и в развитии педагогического образования в целом и женского образования в частности («Положение о женских училищах ведомства народного просвещения» 1860 год). Таким образом, указанные события в отечественной и зарубежной истории становления возрастной психологии со всей очевидностью подтверждают, что «развитие возрастной психологии как науки определяется: 1)общими, значимыми для исторического момента идеями; 2) установленными и принятыми за основу закономерностями развития психики на разных этапах онтогенеза; 3) социальным заказом».
- История возникновения возрастной психологии.
- Методы возрастной психологии и их характеристика (наблюдение, эксперимент, диагностические методики, близнецовый метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов).
- Источники и движущие силы психического развития.
- Понятия социальной ситуации развития, ведущей деятельности и сензитивного периода.
- Теория рекапитуляции с. Холла
- Генетические теории, теории конвергенции.
- Теория развития высших психических функций л.С. Выготского
- Различные подходы и критерии периодизации (д.Б. Эльконин, а.Н. Леонтьев, л.И. Божович, д.И, Фельдштейн и др).
- Основные достижения развития детей дошкольного возраста
- Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития детей в дошкольном возрасте Социальная ситуация развития
- Ведущий вид деятельности
- Игра и игрушки
- Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста
- Теории игр (Штерн, Адлер, д.Эльконин).
- Качественные изменения в психике ребенка в игровой деятельности: основы социализации, развитие коллективных взаимоотношений, познавательных процессов.
- Психологическая готовность к обучению ребенка в школе
- Развитие познавательных интересов и способностей у детей младшего школьного возраста.
- Учебная деятельность младшего школьника.
- Становление межличностных отношений в классном коллективе в младшем школьном возрасте.
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Характеристика подросткового возраста
- Учебная деятельность подростка
- Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст. Возникновение, источники и особенности "чувства взрослости".
- Общение со сверстниками, формирование различных групп и объединений в подростковом возрасте
- Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
- Главные направления развития сознания в юношеском возрасте.
- Становление и развитие личности в юношеском возрасте
- Психологическая характеристика основных этапов жизни взрослого человека.
- Специфика развития рефлексии в переходном возрасте.
- Стадии развития личности по з.Фрейду.