Рекомендации по обеспечению психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Образовательная политика Украины претерпевает значительные изменения в своем законодательном пространстве, в содержании образования, адекватные современным реалиям и тенденциям. Важную роль в этом процессе играет психологическая служба. Мероприятиями по реализации Концепции развития психологической службы системы образования на период до 2012 года удалось обеспечить устойчивый рост численности работников психологической службы в учебных заведениях Автономной Республики Крым.
Функционирование психологической службы учебных заведений в 2012/2013 учебном году регламентируется нормативно-правовыми документами, в том числе:
Законами Украины «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», «О профессионально-техническом образовании»;
Положением о психологической службе системы образования Украины (приказ Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 № 616);
Положением о психологическом кабинете дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования (приказ Министерства образования и науки Украины от 19.10.2001 № 691);
Типовым положением о центрах практической психологии и социальной работы (приказ Министерства образования и науки Украины от 07.06.2001 № 439);
Концепцией развития психологической службы системы образования Украины (приказ Министерства образования и науки Украины от 19.06.2008 № 554);
приказом Министерства образования и науки Украины:
от 11.09.2009 № 855 «Про затвердження Плану дій щодо запровадження інклюзивного навчання у загальноосвітніх навчальних закладах на 2009—2012 роки»;
приказами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины:
от 30.12.2010 № 1313 «Про виконання розпорядження Кабінету Міністрів України від 22 листопада 2010 р. № 2140», «План заходів щодо виконання Концепції реалізації державної політики у сфері протидії поширенню наркоманії, боротьби з незаконним обігом наркотичних засобів, психотропних речовин та прекурсорів на 2011-2015 роки» (п.п. 6, 12, 14);
от 29.10.2010 № 1023 «Щодо профілактики злочинності і правопорушень серед дітей, захисту їх прав на освіту»;
от 30.12.2010 № 1312 «Про затвердження плану заходів щодо реалізації Національної кампанії «Стоп насильству!» на період до 2015 року»;
от 19.07.2012 № 827 «Про затвердження плану заходів Міністерства освіти і науки, молоді та спорту щодо запобігання торгівлі людьми на період до 2015 року»;
письмами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины:
от 04.07.2012 № 1/9-488 «Про органiзацiю i проведення «години психолога» в загальноосвiтнiх навчальних закладах»;
от 19.07.2012 № 1/9-517 «Інструктивно-методичні рекомендації щодо діяльності працівників психологічної служби у 2012/2013 н.р.»;
от 27.09.2010 № 1/9-666 «Про організацію роботи з дітьми п’ятирічного віку»;
от 11.04.2011 № 1/9-259 «Щодо посилення боротьби проти розповсюдження та вживання психоактивних речовин»;
от 13.09.2010 № 1/9-623 «Щодо подолання злочинності серед неповнолітніх та організації профілактичної роботи»;
совместными приказами Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, Министерства внутренних дел Украины от 07.09.2009 № 3131/386 «Про затвердження Інструкції щодо порядку взаємодії управлінь (відділів) у справах сім’ї, молоді та спорту, центрів соціальних служб для сім’ї, дітей та молоді та відповідних підрозділів органів внутрішніх справ з питань здійснення заходів з попередження насильства в сім’ї»;
Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, Министерства охраны здоровья Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства транспорта и связи Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний от 14.06.2006 № 1983/388/452/221/556/596/106«Про затвердження Порядку взаємодії суб'єктів соціальної роботи із сім'ями, які опинилися у складних життєвих обставинах»;
Концепцией приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым.
Круг задач, которые решают практические психологи и социальные педагоги, достаточно велик: социально-педагогические проблемы в ученической среде, психологическое сопровождение учащихся, поступающих в 1-й класс, переходящих в 5-й класс, обучающихся в профильных классах и т.д., оказание психологической помощи педагогам в организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, работа с родителями.
В 2012/2013 учебном году начальная школа переходит на новый Государственный стандарт начального общего образования. В связи с этим работникам психологической службы необходимо предусмотреть ряд мер по сопровождению этого перехода учащихся, учителей, родителей. Вместе с тем, необходимо осуществлять пропедевтическую работу с руководителями и педагогами дошкольных учебных заведений.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 04.07.2012 № 1/9-488 «Об организации и проведении «часа психолога» в общеобразовательных учебных заведениях» рекомендуется с сентября 2012 года проведение «часа психолога», что позволит практическим психологам оптимизировать просветительскую, профилактическую работу и повысить эффективность своей деятельности.
С 2010 года в общеобразовательных учебных заведениях Украины и Крыма уделяется особое внимание организации инклюзивного образования. В соответствии с письмом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 19.07.2012 № 1/9-517 «Інструктивно-методичні рекомендації щодо діяльності працівників психологічної служби у 2012/2013 н.р.» психологическое обеспечение и социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений деятельности работников психологической службы в 2012/2013 учебном году.
Основными задачами инклюзивного обучения являются:
• получение детьми с особыми образовательными потребностями образования соответствующего уровня в среде здоровых сверстников в соответствии с Государственным стандартом общего среднего образования;
• обеспечение разностороннего развития детей, реализация их способностей;
• создание образовательно-реабилитационной среды для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с особенностями психофизического развития;
• создание положительного микроклимата в общеобразовательном учебном заведении с инклюзивным обучением, формирование активного межличностного общения детей с особыми образовательными потребностями с другими учащимися;
• обеспечение дифференцированного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
• оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, привлечение родителей к разработке индивидуальных планов и программ обучения.
Пути внедрения инклюзивного образования определены в содержании Концепции развития инклюзивного образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Украины от 01.10.2010 № 912.
Содержание и основные задачи участия психологической службы в вопросах внедрения инклюзивного образования определены следующими документами:
- Планом действий по внедрению инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на 2009-2012 годы (приказ Министерства образования и науки Украины от 11.09.2009 № 855);
- Положением о специальных классах для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях (приказ Министерством образования и науки Украины от 09.12.2010 № 1224);
- Порядком организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях (Постановление Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 № 872);
- Планом мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года (распоряжение Кабинета Министров Украины от 03.09.2012 № 1482).
- Рекомендации по обеспечению психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса
- Подготовка психологического поля к внедрению инклюзивного обучения в учебных заведениях
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в классах (группах) с инклюзивным обучением
- Основные направления психолого-педагогического сопровождения
- 2. Оформление документации:
- 4. Создание собственной учебно-методической и информационной базы:
- 5. Мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса,
- 6. Выявление и прогнозирование возможных проблем,
- 7. Разработка путей коррекции возможных негативных последствий:
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования
- Примерная тематика просветительских и организационно-методических мероприятий
- 1. Психологическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями (ооп):
- 2. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями:
- 3. Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностям: