logo search
Нормы зв

Первый год жизни

У Ребенка первого года жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. У ново рожденного он еще недоразвит, имеет по сравнению со взрослым меньшую массу, менее сложную структуру. Начиная с первого года жизни мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с развитием Мозга у малы­ша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в усвоении речи, так как возмож­ность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят прежде всего от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша вокруг себя речь окружающих, малыш начинает сначала прислушивать­ся к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое вни­мание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, раз­личные звукосочетания. В 2—3 месяца появляется гуление, а в 3—4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытает­ся самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года—слова. Первые взаимоотно­шения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоцио­нального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, слогов, звукосочета­ний.

Активному произнесению слов предшествует развитие пони­мания речи: младенец поворачивает голову при назывании ему хорошо знакомых предметов, игрушек, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может назвать совершаемые им действия. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как единицу языка, служа­щую для обозначения предмета, качества, его свойства, т. е. не­сущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8—9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. Запас слов годовалого ребенка также не одинаков, и колеблется он от двух-трех слов до 15—20. Чаще дети пользуются упрощенными сло­вами: ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно, что указывает на хорошее его самочувствие. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечеткие, порой даже отсутствуют в родном языке, некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных народностей в этот период произносят одинаковые звуки, независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди, что указывает на огромное значение речи взрослых в овладении ребенком звукопроизношением.

Начиная со второго, полугодия в лепете ребенка появляются довольно ясные звуки. Среди них чаще гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, ж, к, т и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно .устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого; в за­висимости от того, в каком тоне он говорит, малыш соответствен­но реагирует: улыбается, перебирает ножками, кряхтит, произ­носит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и, Наоборот, кричит, если взрослый сердится. Конечно, на данном возрастном этапе малыш еще не понимает слов, произносимых, скажем, родителями.

К концу года ребенок произносит в основном простые в ар­тикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные м, п,б,н, г,д,к,г, причем одни дети произносят боль­шее число звуков и более отчетливо, другие — меньше и менее четко. Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета в его раз­витии имеет большое значение.