17. Развитие умений давать определения понятиям.
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Чтобы узнать. Как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.
Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:
- На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:
а/ лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.
б/ вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг. Бросать, легкий.
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами:
Описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определения понятий.
- 1.Культура как системное целое.
- 2.Культурология, её функции
- 3.Мышление как наивысшая форма отражения действительности человеком.
- 4.Факторы, влияющие на формирование и развитие культуры мышления.
- 5.Основные педагогические условия формирования познавательных
- 6. Умственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
- 7.Особенности умственной деятельности детей дошкольного возраста.
- 8.Исследовательская и проектная деятельность дошкольников.
- 9. Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 10.Модель исследовательских способностей.
- 13.Условия развития творческого мышления дошкольников.
- 14.Развитие логического и творческого мышления дошкольника.
- 15.Развитие умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
- 16.Развитие умений задавать вопросы.
- 17. Развитие умений давать определения понятиям.
- 18.Развитие умений классифицировать.
- 19.Развитие умений и навыков наблюдения.
- 20.Развитие умений экспериментирования.
- 21.Развитие умений создавать текст.
- 22.Методика защиты итогов исследований и проектов.
- 23.Основные положения системного подхода формирование культуры мышления.
- 27.Теории психического развития ребенка (б.Г. Ананьев, л.И. Божович, л.С. Выготский, м.И. Лисина, а.В. Петровский, с.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин).
- 31.Игровая деятельность в развитии творческого мышления.
- 32.Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 34.Исследовательские методы обучения в теории и практике образования.
- 35.Познавательный интерес и исследовательская активность ребёнка.