logo search
Зачет по Р

19.Развитие умений и навыков наблюдения.

Наблюдение - длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.

В современной теории познания выделяют три функции наблюдения:

Обеспечение эмпирической информации, необходимой для постановки новых проблем и выдвижения гипотез (например, наблюдение фотоэффекта);

Проверка гипотез, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента (например, некоторые положения общей теории относительности);

Осуществление по средствам наблюдения сопоставления результатов, полученных в ходе теоретического исследования (например, открытие планеты Нептун).

Овладение знаниями в процессе наблюдения неразрывно связанно с развитием мышления. Восприятие, мышление и речь учащихся объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

Велико воспитательное значение наблюдения, в процессе которого формируются определенные волевые качества личности: целеустремлённость, самостоятельность и особенно наблюдательность.

Наблюдение является не только простейшим способом познания, но и составной частью эксперимента, связано с такими методами познания, как сравнение и измерение.

За время обучения физике учащимся приходится наблюдать сотни опытов, и во многих случаях возможным и целесообразным является организация наблюдения на основе активной, творческой переработки наблюдаемого, а затем самостоятельное получение выводов из опытов. Знания, полученные учащимися при наблюдении в процессе самостоятельных работ, являются наиболее достоверными и надолго остаются в их памяти.

Главные задачи развития у учащихся деятельности наблюдения:

Умение выявлять в исследуемом явлении существенное и важное и умение отделять их от второстепенных деталей, чему должно служить правильно организованный анализ наблюдаемого;

Объяснять наблюдаемое явление, выявлять его природу и сущность. Формирование и развитие у учащихся обобщённого умения самостоятельно осуществлять наблюдение при обучении физике в своей педагогической деятельности провожу поэтапно, в зависимости от психологических особенностей учащихся класса. Трудно этапы отнести к какому- либо классу или году обучения. Для каждого класса заранее определяется, какие понятия целесообразно формировать, опираясь на демонстрационный эксперимент, наблюдения и опыты, выполняемые учащимися фронтально под руководством учителя и совершенно самостоятельно.