logo search
Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

2. Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

дошкольный театральный художественный литература

Художественная литература как «искусство слова», - один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово - не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература же располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т. д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две главные разновидности художественной литературы: проза, поэзия.

Богатейшие возможности слова в отражении действительности и выражении внутреннего мира человека, его духовной жизни позволяют воссоздать картины идейных столкновений, социальных, политических конфликтов, включающих идейную борьбу, философские воззрения, столкновение характеров, нравственных и политических принципов и т. д. В пределах каждой из названных разновидностей художественной литературы имеются, естественно, и более мелкие членения, формы, жанры.

Основанием их выделения служит содержание жизненного материала, охватываемого ими. Основные жанры (роды) литературы эпос, лирика и драма. Им соответствуют следующие виды: очерк, рассказ, повесть, роман - в эпосе; трагедия, драма, комедия - в драме; песня, лирическое стихотворение в лирике.

Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает художественный образ, т. е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями. Прекрасно использовали силу слова для правдивого, высоко художественного отражения реальной действительности великие мастера литературы.

И здесь особое место занимает литература для детей, как широчайшая область художественного творчества мастеров, творящих для детей. Детская литература - вид искусства. Его содержанием является сфера детского эстетического отношения к действительности. Детское сознание имеет конкретно-фантастическую форму, т.е. выступает как осуществление конкретных желаний, направленных на «Я», само же осуществление желаний как бы абсолютизируется, имеет фантастический характер. Детская литература удовлетворяет эстетическим потребностям ребенка .

Художественно-эстетическое воспитание при общении с литературой есть, прежде всего, воспитание творческого слушателя и читателя, развитие литературно-творческих способностей детей.

С воспитанием навыков творческого слушания и чтения развиваются и общий творческий потенциал ребенка.

У детей можно отметить образность восприятия действительности. Живость воображения дошкольника абсолютное достоинство; нельзя, скажем, говорить, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого. Живость детского воображения не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого, можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей: развивая характерное для детей воображение, делать его в то же время более содержательным, ос насыщенным знаниями закономерностей окружающего мира, т.е. воспитывать умного и внимательного слушателя и, затем, читателя.

Творческое освоение литературного произведения происходит в процессе его восприятия. С дошкольниками оно может быть организовано как слушание текста какого-либо произведения, читаемого воспитателем, педагогом, аудиозапись и т.д. Слушание исполняемого литературного произведения заставляет более внимательно относиться к художественному тексту, вслушиваться в него, переживания носят определённый коллективный характер, поскольку рядом сидят такие же слушатели, это объединяет, настраивает чувства, возвышают их .

Уровень восприятия литературного произведения, как и любого другого, зависит от уровня общего развития ребёнка, от его начитанности, интересов и потребностей. Неразвитый интерес к литературе проявляется в поверхностности восприятия, во внимании только к событийной стороне произведения, равнодушии к поэтическим, художественным элементам. Такому читателю наиболее сложная, богатая мыслью и чувством, глубинная основа произведения оказывается непонятной. Культурный читатель рассматривает сюжет, конфликт, фабулу читаемой книги как средство увидеть в живой, образной форме жизнь той нравственной и эстетической идеи, которая волнует художника, и которая стала основой произведения.

Ребенок с развитым и творческим восприятием подходит к слушанию вдумчиво, внимательно, следит за развитием сюжета. Ему раскрывается глубина каждой строки, ее поэтичность, он способен понять движение мысли автора, различает отношение автора к своим героям, выделяет наиболее близкие мировоззрению художника мысли и идеи. По существу, такой ребенок как бы заново создает в своем воображении литературное произведение, выступая как бы со-творцом автора: в воображении ребенка оно воссоздается вновь, обретает формы живой духовной жизни, интенсивно им переживается. В процессе восприятия проявляются способности аналитической оценки, выявляются ориентации читателя на определенные нравственные и эстетические идеалы, по его кругу чтения уже можно судить об отношении к жизни, о его характере, об определенных чертах его мировоззрения.