logo search
"Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения

1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников

Для успешного формирования эстетической культуры учащихся, на которую направлен процесс эстетического воспитания в школе, необходимо соблюдать основные требования:

- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника, учитываются особенности возраста (наглядно-образное мышление, высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость воображения, предрасположенность к творчеству);

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [32, с.792].

Что касается первого требования, то эстетическая культура включает в себя:

1. эстетические ценности, которые осваиваются в процессе обучения, воспитания и развития;

2. эстетические установки и потребности (способности, восприятие, переживание, отношение, чувство, вкус, оценка, идеал);

3. целенаправленную деятельность и творчество (переоткрытие прежних и создание новых эстетических и художественных ценностей в различных видах человеческой деятельности, в том числе в искусстве);

4. образовательное пространство, способствующее погружению учащегося в "мир эстетики" (атмосфера, среда, аура, обстановка, окружение) [15, с.92].

Данные компоненты следует учитывать, выстраивая систему эстетического воспитания школьников.

Второе требование учитывается при подборе предметов искусства для восприятия, составления заданий, стимулирующих эмоциональные переживания, способствующих развитию воображения, творческих способностей. "С психологической точки зрения младшие школьники очень эмоциональны и очень отзывчивы на любые проявления прекрасного и безобразного. Он отличается поразительной целостностью сознания, которое не отделяет его от мира, не противопоставляет его миру, не знает субъектно-объектной рефлексии. Ребенок оказывается художником по строю своей души. Поэтому важно использовать эмоциональную отзывчивость ребенка для его эстетического и этического развития" [15, с.95].

Согласно третьему требованию система эстетического воспитания младших школьников должна строиться на интересном для этого возраста содержании, включать в себя действенные методы и средства обучения с точки зрения привития эстетических ценностей, выработки эстетических установок и потребностей, включения детей в творческую художественную деятельность, насыщая при этом образовательное пространство предметами искусства.

Вслед за А. Дубасенюк, мы считаем, что "система эстетического воспитания это целенаправленный, организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построенный на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральное и трудовое развитие". Мы согласны с А. Дубасенюк, что функционирование системы эстетического воспитания эффективно будет осуществляться тогда, когда она будет действовать не изолированно, а включаться в комплекс всей учебно-воспитательной работы и осуществляться под целенаправленным педагогическим руководством [32].

Подтверждение комплексного подхода к эстетическому воспитанию младшего школьника мы находим у Б.М. Неменского, который отмечал, что "система эстетического воспитания и развития личности будет работать эффективнее, если она будет, прежде всего, единой и объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [29, с.93].

К особенностям выстраивания такой системы для младших школьников можно отнести:

1. Встраивание эстетического воспитания в процесс интенсивного формирования отношений учащегося к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, в природе это значит положить задел долгосрочному процессу эстетического воспитания личности. Именно с этого и начинают педагоги начальной школы, заинтересованные в выращивании поколения, трепетно относящегося к красоте [29, с.8].

2. Согласование эстетического воспитания с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Огромное влияние на эстетическое развитие личности младшего школьника оказывают поэтические и кинематографические произведения.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [1, с.135].

3. Систематическое воздействие на эмоциональное отношение младшего школьника к миру. Ребенок, получающий на первой ступени эстетического образования систематические духовно-нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не станет музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретет гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным ценностям.

4. Единство всех предметов, внеклассных занятий, общественной жизни младшего школьника с точки зрения эстетической значимости. Не смотря на то, что в ФГОС НОО эстетическое воспитание школьников заложено на уроках изобразительного искусства, обучать детей восприятию произведений искусства, окружающей действительности и быта можно и на других уроках. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Мы уверены, что каждый предмет в школе может эстетически воспитывать. "Любой урок, в котором все органично, целесообразно и гармонично, эстетичен" [11, с.96]. И в достижении этой цели учителю помогают информационно-коммуникационные технологии. С их помощью учитель может познакомить учащихся с произведениями архитектурного, художественного и музыкального искусства, которые находятся в разных уголках планеты, совершить с ребятами путешествие вокруг света и показать им всю необъятную красоту природы и окружающей действительности.

Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное. Ему самому просто необходимо меняться, повышать свой уровень эстетической культуры, заняться эстетическим самовоспитанием, расширять круг своих интересов, свой кругозор "залогом к достижению учителем высокого эстетического уровня взаимодействия с учащимися служит собственный достигнутый уровень эстетической культуры" [15, с.95]. Таким образом, можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста значим тем, что эстетические взгляды, идеалы, познавательные интересы, а также целостное отношение к миру у обучающихся находятся в процессе становления и поддаются воздействию педагога. Кроме этого, учащиеся в младшем школьном возрасте эмоционально восприимчивы и отзывчивы, что является основанием привития нравственных, духовных ценностей через переживание красоты, неповторимости мира. Учителям в школе следует находить возможность воспитания обучающихся эстетически в рамках любого предмета, а также во внеучебной деятельности способствуя выработке целостного эстетического отношения к действительности. Педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека. Ведь именно в раннем школьном возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

1.3 "Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания в сельской начальной школе

Основываясь на необходимости систематической работы по эстетическому воспитанию с одной стороны, и отсутствием для этого необходимых условий, связанных с отдаленным проживанием детей из сельских школ от культурных центров и необязательным посещением ими уроков ИЗО, музыки, с другой стороны, мы предположили, что такая форма работы, как "эстетическая пятиминутка" могла бы помочь подняться на первую ступень эстетического развития, а именно, научить детей воспринимать произведения искусства. К достоинствам такой формы можно отнести ее регулярность, универсальность то есть совместимость с любым предметом, краткость по времени, легкость в использовании.

Форма эстетической пятиминутки является аналогией физкультминутки, которая используется для переключения учащихся на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия усталости. "Эстетическая пятиминутка" это кратковременное погружение учащихся в процесс восприятия произведений искусства с последующими ответами на вопросы. "Эстетическая пятиминутка" проводится в течение пяти минут. Важно вписать проведение "эстетической пятиминутки" в изучаемый или изученный материал. Тогда сохраняется логика урока и происходит необходимая смена деятельности.

"Эстетическая пятиминутка" включает в себя:

· установку на восприятие произведения искусства;

· презентацию произведения искусства для восприятия;

· ответы на вопросы;

· обмен впечатлениями об увиденном и услышанном.

Целью проведения "эстетической пятиминутки" является развитие у ребенка способности воспринимать, чувствовать красоту окружающего мира, искусства, а также умений формулировать чувства, вызываемые красотой.

Задачи использования "эстетической пятиминутки":

- обогащать эмоциональный мир ребенка;

- развивать способность видеть красоту;

- повышать интерес к предметам искусства;

- способствовать выработке ценностного отношения к красоте;

- пробуждать чувство прекрасного;

- обучать умению осознавать и выражать свои чувства и эмоции.

Функции:

- формирование представлений о произведениях искусства, красоте;

- обучение навыкам восприятия сюжета, цвета, настроения произведений искусства;

- развитие эмоционально - чувственной реакции на произведение искусства;

- привитие эстетического вкуса.

"Эстетическая пятиминутка" будет успешно составлена и проведена при условии соблюдения общих методических требований к ее организации и проведению.

Общие методические требования к использованию "эстетической пятиминутки" на уроке:

- учет возрастных особенностей учащихся;

- соблюдение временного отрезка - 5 минут;

- наличие материалов для восприятия (иллюстрации, репродукции картины, скульптуры);

- привязка содержания пятиминутки к содержанию и задачам урока, на котором она проводится;

- соблюдение последовательности проведения пятиминутки, ее структуры;

- поощрение детей к выражению своих чувств, эмоций, впечатлений.

Проведение пятиминутки должно быть эмоциональным, интересным и запоминающимся. Во время контрольных и проверочных работ пятиминутку проводить не стоит. "Эстетические пятиминутки" проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает напряжение и эмоциональную усталость от урока. Перерыв в работе и смена вида деятельности необходимы для младших школьников.

Структура "эстетической пятиминутки":

1. формулировка установки на восприятие произведения искусства учителем;

2. презентация произведения искусства;

3. обмен впечатлениями от представленного материала;

4. ответы на вопросы.

При отборе произведений искусства необходимо отталкиваться от учебного материала, чтобы предъявляемые картины вписывались в урок, также нужно учитывать эстетическую ценность произведений искусства, которая подтверждается размещением картин в известных музеях, галереях. Учитель может руководствоваться и своим эстетическим вкусом. Под произведением искусства мы понимаем объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека - картины известных художников, скульптуры [37].

Произведения искусства включает в себя:

- произведения изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография и другие);

- художественные литературные тексты (романы, повести, рассказы и т.п.);

- архитектурный или ландшафтный дизайн;

- музыкальные композиции и импровизации;

- театральные постановки;

- балетные или оперные постановки;

- кинематограф; мультипликацию;

- также все объекты, в первую очередь представляющие интерес с точки зрения своих художественных достоинств [37].

Для проведения "эстетической пятиминутки" в начальной школе мы преимущественно используем живопись, музыкальные композиции, мультипликацию, архитектурный дизайн в виде 3-D макетов.

Для презентации живописи, мультипликации, музыкальных композиций необходимы компьютер и проектор или репродукции, которые можно найти в приложениях к журналам, в специальных альбомах, книгах. Желательно учителю иметь собственную, постоянно пополняемую коллекцию таких репродукций, 3-D макетов, музыкальных композиций.

Отбор данных произведений искусств осуществляется по следующим критериям:

- наличие данных произведений искусства в музеях мира;

- авторы данных произведений известны и признаны в нашей стране и за рубежом;

- произведение должно быть понятно детям: изображение можно описать, музыкальные инструменты услышать, макет рассмотреть и потрогать, героев мультфильмов узнать;

- произведения вызывать эстетическое удовольствие;

- содержание должно соответствовать возрасту детей.

Грамотно организованная "эстетическая пятиминутка" может обеспечить базовое умение в художественно-эстетическом развитии ребенка воспринимать произведения искусства, поможет открыть, обогатить и выразить свой эмоциональный мир, привьет вкус к искусству и красоте.

Выводы

Вопросы эстетического воспитания личности обсуждались мыслителями на протяжении многих веков. Философов волновал предмет науки эстетики, необходимость привития эстетических взглядов, качества эстетически развитого человека. Педагоги оценивали эстетическое воспитание с точки зрения его вклада в гармонично развитую личность. При этом, можно отметить, что существую разные подходы к определению эстетического воспитания. С одной стороны, предлагается рассматривать процесс эстетического воспитания, как целенаправленное воздействие на личность с целью привития определенных взглядов и ценностей, а также развития определенных способностей, с другой стороны, эстетическое воспитание не сводится к определенным способностям, а дает определенное направление личности, вырабатывая эстетическое отношение к самой жизни, действительности.

Существует множество определений эстетического воспитания, среди которых выделяется определение, данное В.Н. Клепиковым. Так как оно включает эстетическое воспитание, наряду с обучением и развитием в более объемное понятие "эстетическое образование". Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами. Эстетическое образование проявляется в определенном уровне культуры.

Эстетическое образование в школе начинается с первого года обучения. Традиционно педагогами разрабатывается система воспитания, которая должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.

В системе эстетического воспитания младший школьный возраст это особенный возраст. В связи с психологическими особенностями данного возраста, необходимо воспитывать эстетическое отношение к миру через обращение к эмоциональному миру детей, включению их в процесс восприятия предметов искусства, стимулируя их на нравственно-эстетическую оценку окружающей действительности. Рассматривая целесообразность различных способов и средств эстетического воспитания, учитель, может пополнить свой методический арсенал такой формой, как "эстетическая пятиминутка". Главной задачей такой формы работы является научить детей воспринимать произведения искусства, соотносить искусство и действительность, развивать эстетическое отношение к действительности.

Глава 2. Практическое использование "эстетической пятиминутки" на уроках в сельской начальной школе

2.1 Актуальный уровень эстетической культуры учащихся 2 "а" класса МКОУ Карымской СОШ

Прежде чем начать планирование работы по эстетическому воспитанию младших школьников необходимо определить актуальный уровень эстетической культуры класса и каждого учащегося.

Нами было использовано несколько методик, направленных на определение уровня эстетической культуры школьника: анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина) (Приложение 1), диагностика детской креативности (адаптированный вариант по шкале Вильямса) по опроснику для родителей (Приложение 2), анализ творческих работ, беседа с классным руководителем.

Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина)

Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина) (Приложение 1) было проведено среди учащихся 2 "а" класса Карымской школы Куйтунского района с целью выявления актуального уровня их эстетической культуры [12].

Учащимся предлагалось ответить на четыре вопроса: как часто они посещают музеи, выставки, театры; какие телевизионные передачи предпочитают смотреть; следят ли они за соей речью и речью окружающих; соблюдают ли правила поведения в общественных местах.

Перед анкетированием дети знакомятся с инструкцией: "Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале (расшифровка дана на доске)"

· "0" всегда нет или никогда.

· "1" очень редко, чаще случайно.

· "2" чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

· "3" чаще да, чем нет, иногда забываю.

· "4" всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4) /16

· До 0,5 - низкий уровень культуры

· 0,6 уровень культуры ниже среднего

· 0,7-0,8 средний уровень культуры

· До 0,9 уровень культуры выше среднего

· 1 высокий уровень культуры

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень эстетической культуры класса (от учеников).

По результатам анкетирования учащихся 2 "а" класса, у них выявлен показатель, который находится на границе между низким и средним уровнем эстетической культуры (табл.1, рис.1, с.30).

Таблица 1

Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина)

Список учащихся

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Общий балл ученика

Аверкин Николай

0

1

2

2

0,3

Андреева Ксения

0

3

3

2

0,5

Баклушин Андрей

0

0

1

1

0,1

Галютин Александр

0

2

3

3

0,5

Деревягина Альмира

1

2

4

4

0,7

Деревягин Иван

1

3

4

3

0,7

Константинова Яна

0

1

2

3

0,4

Косьянова Милена

1

3

4

4

0,8

Курдюмова Анна

1

3

4

4

0,8

Сергеева Дарья

2

2

4

3

0,7

Сидоренко Дмитрий

0

3

3

3

0,6

Шашкеева Алина

0

2

2

2

0,4

Шиманович Иван

0

1

2

1

0,3

Шкабров Дмитрий

0

2

2

2

0,4

Щекатуров Максим

0

1

1

2

0,3

Юдаева Юлия

0

0

2

2

0,3

Актуальный уровень эстетической культуры класса

0,5

Рис.1. Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина)

Проанализировав ответы учащихся можно сказать, что у многих учащихся страдает культура речи, они допускают, чтобы в их присутствии сверстники нецензурно выражались, некорректно отзывались друг о друге; лишь немногие соблюдают правила поведения в общественных местах.

Редко посещают или совсем не посещают музеи, выставки. Среди телевизионных передач редко смотрят учебные или познавательные фильмы. Музыку предпочитают современную.

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) адаптированный опросник для родителей

Кроме детей, были опрошены и их родители по опроснику об оценке креативности их ребенка (Приложение 2) [10, с.352-353].

Опросник состоит из четырех разделов, по каждому из которых приводится шесть утверждений, по которым родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами "часто", "иногда" и "редко", следует пометить знаком "Ч" ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить для получения дополнительной информации о ребенке.

Число ответов в колонке "часто" = 2 балла

Число ответов в колонке "иногда" = 1 балл

Число ответов в колонке "редко" = 0 баллов

48 баллов - это максимально возможный суммарный балл.

Результаты теста помогают выяснить, насколько родители считают своих детей любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях (табл.2, с.32, рис.2, с.33).

Таблица 2

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) адаптированный опросник для родителей

Список класса

Оригинальность

Любознательность

Воображение

Сложность

Общий балл ученика

Аверкин Николай

5

3

3

5

16

Андреева Ксения

5

4

5

4

18

Баклушин Андрей

5

5

5

3

18

Галютин Александр

6

6

6

4

22

Деревягин Иван

9

10

10

12

41

Константинова Яна

7

9

8

8

32

Косьянова Милена

9

10

10

11

40

Курдюмова Анна

11

9

9

9

38

Сергеева Дарья

10

10

9

11

40

Сидоренко Дмитрий

6

9

9

10

34

Шашкеева Алина

7

6

8

8

31

Шиманович Иван

5

6

7

7

25

Шкабров Дмитрий

7

8

7

4

26

Щекатуров Максим

5

7

5

4

21

Юдаева Юлия

6

9

7

6

28

Средний балл по классу

27

Рис.2. Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) по адаптированному опроснику для родителей

По результатам проведенного опроса среди родителей мы выявили средний уровень детской креативности среди учащихся 2 "а" класса. Четверо из опрошенных родителей отмечают у своих детей уровень креативности выше среднего (от 38 до 41 балла), шестеро родителей отмечают средний уровень (от 25 до 34 баллов), пять родителей отметили у своих детей уровень креативности ниже среднего (от 16 до 22 баллов).

Анализ творческих работ

Целью проведения анализа творческих работ стало выявление уровня развития творческих способностей учащихся [10, с.255-257]. Анализ проводился по итогам урока изобразительного искусства проведенного по теме "Изображение характера человека. Мужской образ в объеме". Цель урока: изготовить из пластилина объемный образ былинного богатыря по образцу.

В ходе анализа творческих работ были выделены такие критерии:

- оригинальность (импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы; оригинальность замысла),

- соответствие теме (правильное понимание поставленных задач),

- аккуратность выполнения работы.

Оценивание проходило в баллах:

3 балла критерий максимально выражен;

2 балла критерий выражен незначительно;

1 балл критерий выражен плохо;

0 баллов - критерий не выражен.

Максимально творческие способности выражены при баллах от 7 до 9; средне - от 4 до 6; слабо выражены от 0 до 3.

Анализ показал, что работы однотипны, не отличаются оригинальностью, недостаточно аккуратно выполнены, не все смогли передать правильную пропорциональную форму человеческого тела. У учащихся слабо выражен такой критерий как оригинальность (табл.3, рис.3, с.35).

Таблица 3

Анализ творческих работ учащихся 2 "а" класса

Список учащихся

Критерии оценивания учащихся

Общий балл ученика

Оригинальность

Соответствие теме

Аккуратность

Аверкин Николай

0

2

1

3

Андреева Ксения

0

2

2

4

Баклушин Андрей

0

3

0

3

Галютин Александр

0

2

2

4

Деревягина Альмира

0

3

2

5

Деревягин Иван