logo search
"Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения

Введение

Проблема воспитания эстетической культуры человека поднимается в обществе, начиная с античных времен, и связывается с такими понятиями, как красота, гармония, искусство. Эстетическая культура представляет собой интеграцию духовного и чувственного мира человека, которая проецируется на отношение к природе, искусству, повседневной жизни, к другим людям. Эстетически развитый человек воспринимает красоту не только предметов искусства, но и природных явлений, человеческих отношений, научных теорий и т.д. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

Сегодня, когда все более остро встает вопрос о кризисе культуры и о засилье стандартной продукции масскульта, об уходе детей и подростков в виртуальное пространство, возрождение системы эстетического и художественного воспитания может стать одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением [23]. Именно эстетическое воспитание обладает мощным потенциалом выработки у детей ценностного художественного отношения к окружающей их действительности, а, следовательно, умений радоваться красоте и гармонии природы, эмоционально откликаться на произведения искусства, передавать свое видение мира через создание собственных творческих продуктов.

Современный человек живет в условиях быстро меняющегося мира, в связи с этим, вслед за известным специалистом в культурологии, автором учебника по эстетике Н.И. Киященко, можно говорить о повышенной требовательности к гармонизации всех взаимодействий человека с миром, которая может стать условием его самореализации и полноценной жизни. Такой гармонизации способствует приобщение индивида к образцам культуры и искусства с раннего возраста, которое начинается с развития способности восприятия и переживания воспринятого - первая ступеньки в эстетическом воспитании личности [36].

Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, взращивать эстетические потребности, обогащать эмоциональный мир, развивать творческие способности призвана система эстетического воспитания в школе. Благодаря целенаправленному и систематическому процессу эстетического воспитания личности младшего школьника с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать его, у него развивается ум и чувства, воображение, фантазия, улучшаются мыслительные, познавательные процессы, формируется мировоззрение. Ребенок становится более открытым к окружающему его миру и миру искусства. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [29, с.8].

О неразвитости эстетического восприятия, проявляющейся в инфантильной доверчивости, убедительно писал А.С. Макаренко. Возникающие при этом зрительные впечатления, как отмечал выдающийся педагог, пробегают поверхностно по картине, не задевают личности, не вызывают мысли, не ставят никаких вопросов. Эта тенденция, подмеченная классиком педагогической мысли, проявлялась в недостатках не только умственного и личностного развития, но в неспособности к эвристическим действиям, что было подмечено и развито позднее учеными-педагогами ХХ века (С.Т. Шацкий, Л.С. Блонский и др.). Если мы хотим, чтобы сегодняшние дети не впадали в зависимость от компьютеров, телефонов и других гаджетов, а успешно социализировались и всесторонне реализовывались, следовательно, нам нужно обеспечить детям воспитание "активной доброты", сердечности, понимания, которое реализуется как путь через любование к сопереживанию, "через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям" [29, с.10].

Значительная роль эстетического воспитания в становлении личности ребенка требует определенных усилий от учителей, родителей, самих учащихся. Развитие эстетических потребностей трудно представить без регулярного общения ребенка с искусством. Однако, нередко в отдаленных от районного и областного центра школах у детей часто нет возможности посещать учреждения культуры, а возможности художественного, музыкального, хореографического и т.д. образования просто отсутствуют. Такие дети вынуждены каждый день ездить за десятки километров в соседние населенные пункты, чтобы получить знания по обязательным предметам, а дополнительное образование для них недоступно.

Эстетическое воспитание учащихся сельской местности ограничивается рамками школьных предметов художественного цикла (изобразительная деятельность, технология, музыка), где дети в основном занимаются трудовой деятельностью и приобщением к искусству. Но так как в расписании уроков эти предметы, как правило, ставятся последними, то у школьников, живущих далеко от школы, пропадает и эта возможность посещать регулярно уроки музыки, изобразительной деятельности и технологии. Это обусловлено тем, что часто школьный автобус по разным причинам увозит школьников домой раньше, чем заканчивается последний урок [17, с.103].

Восполнение пробела в школьной системе эстетического воспитания ложится на плечи учителя начальных классов. Творческому и заинтересованному в развитии эстетической воспитанности своего класса учителю приходится экспериментировать, находить новые пути решения данной проблемы [14].

Одним из путей решения проблемы эстетического воспитания младших школьников в сельской школе может стать регулярное кратковременное приобщение детей к образцам искусства и культуры в рамках уроков по общеобразовательным предметам в форме "эстетических пятиминуток". "Эстетическая пятиминутка" это кратковременное погружение учащихся в процесс восприятия произведений искусства с последующими ответами на вопросы. Это форма организации дополнительного эстетического воспитания на уроках в начальной школе.

"Эстетическая пятиминутка" может решить следующие задачи на уроке:

- развивать способность видеть красоту;

- обогащать эмоциональный мир ребенка;

- повышать интерес к предметам искусства;

- способствовать выработке ценностного отношения к красоте;

- обучать умению осознавать и выражать свои чувства и эмоции

Практическая необходимость решения задачи организации эстетического воспитания младших школьников в сельских школах явилась обоснованием актуальности выбора темы нашего исследования: "Эстетическая пятиминутка" как организационная форма эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения".

Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами организации "эстетической пятиминутки" на уроках в начальной школе.

Цель исследования: определить методические особенности организации "эстетической пятиминутки" на уроках в начальной школе.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1. раскрыть сущность и содержание эстетического воспитания школьников;

2. выявить особенности эстетического воспитания младших школьников;

младший школьник эстетическое воспитание

3. определить общие методические требования к организации "эстетической пятиминутки" как формы эстетического воспитания в сельской начальной школе;

4. определить актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

5. разработать фрагменты уроков с использованием "эстетической пятиминутки", обеспечивающей реализацию задач по эстетическому воспитанию младших школьников, и провести их на практике;

6. проанализировать полученные результаты.

Цели и задачи определили выбор методов исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, интернет-источников по теме исследования, анализ понятийно-терминологического аппарата; моделирование фрагментов уроков с использованием "эстетических пятиминуток", направленных на реализацию задач эстетического воспитания младших школьников.

2. Эмпирические: диагностика актуального уровня эстетической культуры младших школьников; анализ продуктов деятельности учащихся (творческие работы); апробация; анализ результатов апробации.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.

Практическая значимость:

Наш опыт в использовании "эстетических пятиминуток" на уроках в начальной школе может быть полезен учителям начальных классов, реализующих эстетическое воспитание в сельских школах и школах, где нет возможности дополнительного образования.

База апробации: МКОУ Карымская СОШ, 2 "а" класс.